. . .
 
Читаешь? Пишешь? Говоришь? Хочешь поговорить об этом? Психолингвистика.
(, 12.05.2006)

Некоторые особенности восприятия образа Печорина (психолингвистический аспект).


<Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии>.


Существуют различные способы изучения и анализа портрета.
Нами же для работы сознательно был выбран один из этих способов, функционально-коммуникативный, а в качестве метода использовался психологический аспект. Таким образом, я провела опрос, в ходе которого информантам предлагалось описать, каким они представляют себе внешний облик Печорина. Затем был выявлен самый частотный признак, и, наконец, осуществлена проверка данных на материале самого романа <Герой нашего времени>.
В процессе моего исследования большинство информантов, а именно 26 из 28, отметили тёмный цвет волос Печорина и карий цвет его глаз.
Среди опрошенных были люди разных возрастов, как с филологическим образованием, так и те, кто никакого отношения к филологии не имеет. И все они почти единогласно описывают Печорина высоким статным брюнетом.
На самом же деле, обращаясь к тексту, мы узнаём, что наша интерпретация не совсем совпадает с авторской характеристикой внешнего облика Печорина.

Впервые с описанием Григория Александровича Печорина мы встречаемся в главе <Бэла>, где Максим Максимыч описывает его повествователю:
<Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький:>

<Беленький> - эту характеристическую черту облика героя мы совершенно упускаем из виду. Характеристика Максима Максимыча становится незначительной, незапоминающейся, эти несколько слов его решающей роли не играют, так как затмевает их описание характера Печорина, в котором акцент делается на <странности> нашего героя.

А самое подробное, полное, детальное описание внешнего облика Печорина дается повествователем в главе <Максим Максимыч>, когда повествователь сам видит Печорина и <рисует> нам его портрет:

<Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов: Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный благородный лоб, на котором только по долгом наблюдении можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства.
Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке так, как черная грива и чёрный хвост у белой лошади:>

И завершается всё описанием изумительных карих глаз Печорина, которые <не смеялись, когда он смеялся!>.


Итак, цель работы - выяснить, какие способы использовал автор для создания образа главного героя и в чём причина несовпадения читательских интерпретаций и авторской версии.



Представление читателя о том, как выглядит тот или иной герой, складывается на основе восприятия портретных характеристик. Ассоциации, возникающие у нас при описании внешнего облика персонажа, и формируют его целостный образ, который закрепляется в нашем сознании.
Но вот почему именно такой образ откладывается у нас в памяти? Почему Печорина мы представляем брюнетом? С чем связаны такие ассоциации?
Прежде всего, одной из причин такого восприятия является то, что наше внимание сосредотачивается не на описании собственно цвета волос героя, а на описании его глаз. Глаза Печорина карие, а деталь эта запоминается потому, что повествователь очень подробно, очень живописно описывает его глаза, делая акцент именно на этой детали внешнего облика:

<:о глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если так можно выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительной, но холодной; взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен>.

Действительно, описание этих удивительных глаз производит сильное впечатление на нас. Мы запоминаем цвет глаз - карие, и как следствие, логически мыслим, что человек с тёмными глазами должен иметь тёмные волосы. Отсюда и такая интерпретация.
Стоит отметить, что описание Печорина <объективное>. Не автор представляет героя, а повествователь, видящий Печорина со стороны и рисующий его портрет <объективно>, наблюдая, но не оценивая. Сам он с ним не знаком, знает лишь некоторые подробности его жизни от Максима Максимыча и поэтому может делать какие-то свои выводы, однако личного, субъективного отношения не высказывает. <Издатель> <Журнала Печорина> неоднократно отмечает мимолётный, случайный характер встречи с ним и не проводит никаких параллелей.
Лермонтов не счёл возможным вложить описание внешности Печорина в уста Максима Максимыча или какого-либо другого героя, а позаботился о тщательной мотивировке его (Печорина) встречи с автором путевых заметок, чтобы от его имени нарисовать точный психологический портрет человека, судьбой которого читатель уже заинтересовался в повести <Бэла>.
Таким образом, автор как бы устранён, отсутствует его окончательная оценка, неясно его истинное мнение о герое. Именно поэтому описание образа Печорина становится подчёркнуто бесстрастным, детализированным, почти естественно-научным.

Нельзя отрицать и влияния портретного сходства автора и героя на наше восприятие.
Мы прекрасно помним ещё со школьных времён портрет М.Ю.Лермонтова, на котором он изображён молодым чернобровым красавцем - гвардейцем.
.

Возможно, такое сопоставление автора с героем его романа связано с тем, что сразу же после выхода в свет <Героя нашего времени> реакционные критики создали легенду о том, что в Печорине поэт изобразил самого себя. Действительно, некоторые черты не только внешности, но и характера Печорина схожи с лермонтовскими (оба, например, любили поязвить и поострить). Однако, познакомившись с критическими отзывами современников о своем романе, Лермонтов нашёл нужным написать предисловие ко второму изданию <Героя нашего времени>. В нём он язвительно высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала 19 века.
Тем не менее ещё В.Г.Белинский отмечал: <хотя автор и выдаёт себя за человека, совершенно чуждого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним, и в их взгляде на вещи - удивительное сходство>, <:изображаемый им (Лермонтовым) характер:так близок к нему, что он не в силах был отделиться от него и объектировать его>.
Возможно, в основу утверждения Белинского о такой степени близости автора к герою легло, по словам А.В.Фёдорова, <впечатление значительности героя>. В письме к В.П.Боткину о свидании с Лермонтовым в Ордонанс - Гаузе он с полной категоричностью поставил знак равенства между тем и другим, восхищаясь Лермонтовым и как человеком. На эффект значительности и автобиографической достоверности рассчитаны, вполне возможно, и беглые, нарочито неясные упоминания о причинах пребывания Печорина на Кавказе.

Ещё одна причина того, что Печорина мы упорно представляем брюнетом, - это срабатывание стереотипа.
Как правило, почти все волевые, решительные натуры, действенные, активные, уверенные в себе личности с твёрдым характером и проницательным умом, способные добиваться намеченных целей, - это люди как раз с тёмными волосами. Человек с сильным характером - как правило, брюнет, имеет нередко смуглый цвет лица (причём рост здесь особой роли не играет). Напротив, светловолосые бледные юноши с голубыми глазами представляются нам далеко не волевыми, решительными личностями, а скорее наоборот, нежными, мечтательными, романтичными, чувствительными, миловидными и даже инфантильными. Из сказанного видно, что в нашем сознании сложился определённый стереотип, некая модель того, что сильный духом, неординарный, непохожий на других, знающий себе цену человек, нередко эгоист и не всегда, кстати, положительный герой - темноволосый (иногда у него смоляные волосы, волосы цвета вороньего крыла).
Такой герой часто - пример для подражания и предмет восхищения.
Выходит, Печорин для нас является именно таким, и мы никак не хотим принимать его блондином. Его удивительное, странное, необъяснимое обаяние пленяет и завораживает навсегда.
Стереотип заменяет доминанту образа, которая состоит в <породистости> героя.

Кроме того, возникает ассоциативный ореол демона, <героя-злодея>, окружающий Печорина. Неслучайно многие исследователи находят так много общего между лермонтовским Демоном и Печориным. <Тёмный> - ассоциируется с мрачным, злым, довлеющим, доминирующим и вытесняющим светлое. Сильное, демоническое начало. Печорин и правда приносит людям одни несчастья, разрушает их судьбы и надежды:

< Неужели, думал я, моё единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя>.
<:сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления:>.

Сам герой прекрасно осознаёт, что ничего, кроме скорби и мучений, не может принести людям. Но это, кажется, даже радует его:

<Быть для кого-нибудь причиною страданий: не имея на это никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?>
Говоря же о Вере, как о единственной женщине, способной понять Печорина <совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями:>, он спрашивает сам себя: <Неужели зло так привлекательно?>
А позже в его журнале появится такая запись: <есть минуты, когда я понимаю Вампира:>
























Наиболее развёрнутой и часто встречающейся в романе <Герой нашего времени> формой обнаружения внутреннего содержания через его внешние проявления выступает психологизированный портрет, приемы которого Лермонтов по сравнению со своими предшественниками существенно приумножил и обогатил. В нём фиксируются и комментируются в первую очередь такие детали внешнего облика персонажа, которые вскрывают устойчивые черты его психики и характера.
<Я замечал, - говорит Печорин, отражая в этом случае и позицию автора, - что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою:>

В другом месте он отмечает: <После этого говорите, что душа не зависит от тела>.

В романе писатель обнаруживает определённое тяготение к естественнонаучному истолкованию взаимосвязи психологии и физиологии. В этом отношении несомненное воздействие на него оказали популярные в его время книги И.К.Лафатера (неслучайно упоминаемого в романе) и Ф.Галля, в которых делались попытки связать <физиогномистику> с <характерологией> человека, успехи естественных наук и особенно развитие в русской и зарубежной литературе жанра физиологического очерка. Благодаря этому происходит совершенствование и расширение возможностей психологизированного портрета в <Герое нашего времени>. В лермонтовском литературном портрете впервые осуществляется оригинальнейшее соединение физиологического очерка с индивидуально-психологической характеристикой, что придает им особую жизненную достоверность, убедительность и глубину.
Портрет Печорина - это блестящая характеристика героя, достигнутая не абстрактными рассуждениями, а показом того внешнего, за которым кроется суть. Лермонтов выбирает из внешних черт только те, которые нужны для этой характеристики:
<Широкие плечи>, <крепкое сложение> и в то же время <тонкий стан>, <маленькие аристократические руки>, <белокурые волосы>(!), <чёрные усы и брови> (!!!), женская нежность кожи и, наконец, изумительные несмеющиеся карие глаза.
Повествователь не забывает даже обратить внимание на качество зубов героя, как придирчивый знаток, оценивающий качества лошади. И, чтобы читатели не сомневались, что он именно так объективно физиологически пытается обрисовать этот незаурядный, на его взгляд, человеческий экземпляр, продолжает:

<Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке, так, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади>.

Мы теперь ясно видим, что портрет нашего героя строится на контрастных характеристиках, на противоречивых описаниях. В самом деле, светлые волосы так контрастируют с чернотой бровей и усов! Но в нашем сознании откладывается описание именно бровей и усов, тёмный цвет доминирует. И для нас этот удивительный, странный человек с несмеющимися глазами (которые больше всего запоминаются нам вообще из всего описания портрета Печорина) и твёрдым характером является прежде всего чёрноволосым. Такие ассоциации вызывает у нас описание всего образа Печорина, как внешнего, так и внутреннего.
За удивительной противоречивостью облика героя угадывается противоречивость всего характера. Так, походка, при которой <он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера>; когда <он опустился на скамью>, <прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки>. И дальше: <С первого взгляда на его лицо я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30>. Другие конкретные черты этого портрета раскрываются в сравнении:

<Он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала>.

В описании смешиваются конкретная и абстрактная лексика, которая очень проста, точна, сдержана и в то же время содержательна, многозначительна.
В итоге перед нами вырисовывается образ человека, который с первого же взгляда поражает странным переплетением противоположных черт и характерологических признаков, подтверждая впечатления добродушного Максима Максимыча и Мери о его странностях и предсказывая конкретное раскрытие изнутри в последующих главах романа.









Выводы: читательское восприятие может не совпадать с авторским концептом. Причина не столько в плохом знании текста, сколько в огромной роли экстралингвистических факторов (ассоциативный ореол героя - любовника, необычного, странного человека, ореол демона), социокультурной пресуппозиции, житейской логики (тёмные глаза, следовательно, тёмные волосы).
Итог: таинственная личность Печорина будет всегда интересна. Пройдёт немало лет, а неразгаданный Печорин будет волновать сердца читателей, будить их мечты и заставлять действовать.



back
 
. . .