. . .
 
Степанова К.В., СПб

Краткая справка


"Американская мечта", "Японское чудо", "Величие Франции"...

"Правь, Британия, морями!", "Свобода, равенство, братство!", "Германия превыше всего!"...

"США - это государство, в котором каждый гражданин ощущает себя свободным и независимым, он - воплощение своей страны. США воспитывает в нем этот дух величия, любовь к стране. Так как государство его не ограничивает, дает возможность самоосуществления, значит, дает возможность быть счастливым. В этом и состоит национальная идея США".

"У голландцев реализация национальной идеи - это разумно-созидательное отношение к природе".

"Идея Просвещения, привнесенная в Европу на штыках Французской революции и первой империи, родилась как национальная идея французского народа".

"Не была конструктивной, к примеру, германская национальная идея периода Третьего Рейха - мировое господство - безгранично эгоистическая, агрессивная, человеконенавистническая доктрина".

"Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. Национальной она является потому, что выражает такое важное условие национальной жизни, как принадлежность народа к определенной цивилизации, без чего нет и не может быть никакой нации" (Ф.М. Достоевский).

Все вышепреведенные высказывания объединяет одно общее понятие - "национальная идея". Точного единого определения не существует, да и, наверное, существовать не может, так велико многообразие взглядов на эту проблему: национальную идею можно рассматривать как идеологию одного отдельного этноса (в отдельный период истории), и как государственную идею целого государства, возможно, многонационального. Россия - страна многонациональная, поэтому размышления по поводу ее национальной идеи можно вести только с этой точки зрения.

Рождение национальной идеи в России было обусловлено принятием христианства русским народом. С середины XI века в ее качестве выступило утверждение киевского митрополита Иллариона "Истина и благодать - в законе Христа, а не Моисея". В первой половине XVI века монах Филофей провозгласил идею преемственности ведущей роли Москвы в православном христианском мире после утраты ее Римом и Константинополем. После победы над Наполеоном Россия оказалась втянутой в самую гущу европейской политики, обрела значение одной из наиболее влиятельных политических сил на европейском континенте. Это побудило мыслящих людей задуматься об отношении России к Европе, о том, что связывает их и что разделяет. Именно тогда впервые заговорили о "Русской идее". Какое же мнение высказывали по этому вопросу великие отечественные мыслители?

В 1830 году графом Уваровым была предложена формула "Православие. Самодержавие. Народность", которая оставалась основой народного самосознания вплоть до Октябрьской революции.

Всем известные строки Тютчева:
          ...Умом Россию не понять,
          Аршином общим не измерить:
         У ней особенная стать -
         В Россию можно только верить, -
чем не своеобразное выражение национальной идеи?

Известна формулировка В.С. Соловьева, которому русская идея мыслилась как необходимость для России жить в соответствии не только со своими национальными интересами, но и теми принципами и нормами, которые общи всему христианскому миру, составляют суть христианства.

Соловьевскую линию истолкования русской идеи продолжили в начале XX века другие философы. Н.А. Бердяев в этой связи писал, что русская идея есть "идея коммюнитарности и братства людей и народов". По мнению И.А. Ильина, "русская идея есть идея свободно созерцающего cердца. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру - из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом - смысл русской идеи, ее возраст есть возраст самой России. Это есть идея православного христианства".

Начиная с 1917 года для народов России единственной национальной идеей можно было назвать идею коммунизма, представление о "светлом будущем". Но с крушением советской системы снова появилась потребность в ее поиске. Президент Борис Ельцин даже создал Комиссию по национальной идее, которая должна была выработать новую идею для новой России. Вопрос этот заинтересовал общественность, о нем заговорили не только историки и философы, но и политики, деятели культуры и просто любители поразмыслить. Вот некоторые высказывания известных людей относительно национальной идеи, высказанные в разное время:

В. Путин: "Основная национальная идея сейчас в России - это патриотизм и благосостояние, гарантированные государством>.

Г. Зюганов: "Главным в нашей национальной идее была и есть опора на народ, его духовность, его историческую последовательность, идею справедливости".

А. Кончаловский: "У нас национальной идеи нет и не было. Она появляется только когда возникает угроза".

С. Кириенко: "Стране нужна внятная идеология. Пора предъявить национальную идею... Она заключена в двух очень простых мыслях: хватит ждать чуда!"

Достаточно высокую степень интереса к этой теме в настоящее время, показывает краткий Интернет-обзор. Существует множество специальных сайтов и даже форумов, на которых люди обсуждают свое видение национальной идеи. Однако какого-то единого мнения по этому вопросы, как и говорилось вначале, нам обнаружить не удалось.

Уважаемые коллеги! Мы ждем ваших откликов по адресу: 198005, Санкт-Петербург, Московский пр., 19 или по электронной почте: pg@imaton.spb.su

Психологическая газета. №1/76 январь 2002.

Попробуем прийти к единому мнению?...
 
. . .