. . .
 

Вопросы высшего уровня трудности

(рекомендованы для студентов старших курсов и спецфакультетов, аспирантов, соискателей)

Внимание! Ответы на вопросы можно присылать как в теле письма, так и вложенным файлом текстового формата doc (редактор Word):

сначала идет номер вопроса, затем ответ на него;

для 5-го задания после номера вопроса ставьте буквенные номера каждого определения. Помните о необходимости указать личные данные, о которых шла речь в информационном письме!

 

  1. Симптомы какого расстройства симулирует Гамлет в диалоге с Полонием?

Полоний: Что вы читаете, принц?

Гамлет: Слова, слова, слова…

Полоний: Но о чем они говорят?

Гамлет: С кем?

Полоний: Я разумею, что написано в книге, принц?

Гамлет: Клевета. Этот мерзавец сатирик утверждает, что у стариков седые волосы, что лица их в морщинах, что с ресниц течет амбра и вишневый клей, что у них излишний недостаток остроумия и слабые ноги. Хотя я свято и крепко во все это верую, но, мне кажется, не годится это писать. Вы сами, сударь, сделались бы так же стары, как я, если бы могли ползти, как рак, назад.

 

- Как Полоний мог разоблачить Гамлета, будь он осведомлен в достижениях современной психиатрии?

 

  1. Размышляя о сложностях своей жизни, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Идиот» князь Мышкин говорит: «Я всегда боюсь моим смешным видом скомпрометировать мысль и главную идею (выделено Ф.Д.). Я не имею жеста. Я имею жест всегда противоположный, а это вызывает смех и унижает идею…»

-         О каком явлении идет речь в этом отрывке?

-         Почему смех унижает идею?

 

  1. В романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» представлены три основные сюжетные линии, каждая из которых описывает семейную и любовную историю. Первая линия. Изображает брак Анны Карениной с ее мужем Алексеем Александровичем. Вторая линия показывает историю брака Кити Щербацкой и Константина Левина. Третья линия посвящена жизни супружеской пары Облонских.

 

- Какие модели материнства отражены в образах Кити Щербацкой, Анны Карениной и Дарьи Александровны Облонской?

 

  1. В романе «Анна Каренина» Л.Н.Толстой пишет об Алексее Александровиче Каренине: «Он не хотел видеть и не видел, что в свете уже многие косо смотрят на его жену, не хотел понимать и не понимал, почему жена его особенно настаивала на том, чтобы переехать в Царское, где жила Бетси, откуда недалеко было до лагеря полка Вронского. Он не позволял себе думать об этом и не думал; но вместе с тем он в глубине своей души никогда не высказывал этого самому себе и, не имея на то никаких не только доказательств, но и подозрений, знал несомненно, что он был обманутый муж, и был от этого глубоко несчастлив».

-         О каком психологическом феномене идет речь в этом отрывке?

-         В чем заключается психологический смысл и функции этого феномена?

 

5.      Ниже приведены определения семьи, которые можно встретить в научной и научно-популярной литературе. Проанализируйте эти определения, разработайте основания для их классификации, классифицируйте определения по выбранным основаниям. Аргументируйте вашу позицию.

A.     Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущим общее хозяйство. (Н.Я.Соловьев)

  1. Семья - это вид социальной системы, характеризующейся определенными связями и отношениями ее членов, проявляющими себя в круговых паттернах взаимодействий в их структуре, иерархии, в распределении ролей и функций (А.Я.Варга).
  2. Семья - группа, состоящая из взрослых людей обоего пола, двое из которых (супруги) живут под одной крышей и состоят в сексуальных отношениях, одобряемых обществом (В.Сатир).
  3. Семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. (А.Г. Харчев).
  4. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. (СЭС).
  5. Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. (Н.Дж. Смелзер).
  6. Семья - основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой обладают, как правило, санкционированными обществом определенными сексуальными статусами и ролями, обеспечивающими воспроизводство человека и регулирующими отношениями между мужем и женой, родителями и детьми. (С.А. Кравченко).
  7. Семья - это кристалл общества (В.Гюго).
  8. Семья, как целое представляется чем-то наподобие колониального живого организма - существа, состоящего из различных жизненных форм, каждая из которых занята своим делом, но при этом все они образуют составной организм, сам по себе являющейся жизненной формой (С. Минухин, Ч. Фишман).
  9. Семья - многофункциональная микросоциальная система, представляющая собой среду необходимую для реализации личной жизни ее членов и их полноценного развития. (В.Г. Гребень)
  10. Семья - это группа людей, связанная узами родства, социально-экономическая единица, существующая вокруг гетерогенной пары. (М. Узделл)
  11. Семья - это неотъемлемая ячейка общества, важнейший источник социального и экономического развития общества. (Гребенников).
  12. Семья - первичная группа, в которой взаимодействие осуществляется "лицом к лицу", ее члены объединены эмоциональной близостью. Принадлежность к семье сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей. ("Психология" под ред. Крылова).
  13. Семья - самодостаточное сообщество людей, связанных гармоническими узами взаимоотношения и симпатии. (А. Гуггенбюль)
  14. Семья - это дифференцированное целое, подсистемы которой составляют отдельные члены или несколько членов семьи и каждая семейная подсистема (детская, супружеская и т.п.) имеет специфические функции и предъявляет определенные требования к своим членам (С. Минухин).
  15. Семья - первая неформальная группа, в которую входит человек, где проходит развитие, воспитание и жизнь личности и всего общества.
  16. Семья - место, где можно восстановить свои душевные и физические силы, найти психологическую поддержку, почувствовать заботу о себе. (Боброва, Симонова).
  17. Семья - образ жизни, позволяющий оптимально удовлетворять базовые витальные и экзистенциальные потребности человека.

 

6.      В рассказе Дины Рубиной «Уроки музыки» есть такой эпизод:

«Пока мы занимались, отец на террасе кормил семью. Бледный малорослый мальчик никогда не хотел есть, и с террасы доносился до нас раздраженный диалог:

-         Вот, возьми кусочек!

-         Не хочу!

-         Попробуй, потом говори!

-         Не хочу!

-         Слушай, ну ешь, а, я прошу тебя!

-         Ну, не хочу я!

-         Я тебе кому сказал?

 

Для какого возраста характерно такое поведение? Какой психологический феномен представлен в данном отрывке? В чем заключается психологический смысл этого феномена? Охарактеризуйте отцовско-сыновьи отношения, представленные в данном отрывке.

 
. . .