. . .
 

КОНЦЕПЦИЯ ЛЕТНЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ факультета психологии Самарского государственного университета

1. Постановка проблемы и общая идея проведения летней школы

В основе традиции проведения летних психологических школ на базе Самарского государственного университета лежит идея создания особой среды, служащей развитию специалистов высокого уровня в области практической и теоретической психологии. Кроме владения необходимыми знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, необходимо усвоить и определенные "ценностные отношения" психолога: к своей профессии, этическим нормам и правилам, к клиенту, к себе, как к члену профессионального сообщества. Одновременно, ценностные отношения психолога предполагают в себе о стремление расширить новыми знаниями область профессиональной деятельности, в теоретическом и практическом плане, повышая, таким образом, престиж и эффективность профессиональной работы психолога. На сегодня образовательные стандарты высшей школы ориентируются, главным образом, на передачу необходимых знаний, идей, концепций формализованного характера. Хотя не вызывает сомнения, что психология это "живая" работа - практическая область, конкретной работы с людьми и "жизненными" ситуациями. Столкновение с практической деятельностью молодого специалиста возможно как методом "проб и ошибок", так и под наблюдением и руководством опытного специалиста, в специально организованной среде профессионального сообщества. К сожалению, второй способ мало практикуем в нашем государственном образовании, а эффективность работы с человеком, "погруженным" в практику, значительно выше, что многократно доказано и используется в зарубежном обучении. Необходимая связь приобретенной теории и будущей практики появляется только в процессе практической деятельности, взаимодействии опытного специалиста (наставника) и молодого психолога-практика. В итоге, все это можно определить в социально-психологическую проблему: молодой дипломированный специалист оказывается в состоянии диссонанса между полученной теорией и реальной практикой, от чего его личная и профессиональная эффективность значительно снижается. Эта проблема известна как рассогласование разработок академической психологии и потребностей, интересов практической психологии.

 2. Цель летней психологической школы

Целью летней психологической школы является создание терапевтической и обучающей среды, где решаются следующие задачи: Среди терапевтических задач важнейшими являются: - самоактуализация и личностный рост участников; - получение клиентского опыта. Среди задач обучения мы ставим следующие: - обмен опытом и идеями между студентами; - обучение конкретным методам и формам работы; - развитие навыков создания авторских программ, исходя из актуальных возможностей и поставленных проблем; - знакомство с актуальными проблемами современной психологии; - предоставить студентам возможность попробовать себя в практической работе и получить обратную связь.

 3. Формы работы школы

Достижение перечисленных целей обеспечивается организацией следующих форм работы:

Академические формы работы:

3.1. Научно-практическая конференция Для участия в конференции приглашаются студены и молодые специалисты в области гуманитарных наук. Работа участников организуется по тематическим секциям. В рамках конференции проводятся круглые столы по актуальным вопросам академической психологии. Открытие конференции, а также подведение итогов работы происходит на пленарных заседаниях. По материалам конференции публикуется сборник работ молодых ученых.
3.2. Исследовательские лаборатории Исследовательские лаборатории являются формой активности участников. В рамках этой формы планируются и проводятся научные исследования по интересующим участников практическим и теоретическим вопросам.
3.3. Проведение дискуссионных клубов Дискуссионные клубы проводятся по актуальным вопросам академической психологии имеющим спорные способы
решения. В рамках данной формы роботы может быть использованы участников.

Практические формы работы:

3.4. Психотерапевтические группы Психологически группы проводятся опытными специалистами имеющими большой опыт работы, для решения личностных проблем участников, а также участниками ЛПШ с целью и получения обратной связи от супервизора группы. В этой форме работы важен не столько клиентский опыт, сколько непосредственная работа, получение обратной связи и приобретение навыков терапевтической работы.
3.5. Творческие лаборатории
3.6. Семинары
3.7. Мастер-класс Проводится опытными специалистами имеющими авторские нароботки в области своей практической деятельности.
3.8. Супервизия первого опыта работы студентов

 
. . .