. . .
 
ЛЕТНЯЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В САМАРЕ: КАК СТУДЕНТУ ВЫ-РАСТИ В ПРОФЕССИОНАЛА?

Что сегодня нужно студенту для того, чтобы стать настоящим психологом?

Во-первых, хорошее психологическое образование. Наводнение рынка психологических услуг специалистами с дипломами месячных курсов переподготовки наконец-то пошло на убыль, как весенний паводок. Все больше ценится классическое университетское образование, традиционно считающееся гарантией высокого уровня подготовки. Профессионализм снова входит в моду.

Во-вторых, достаточный опыт практической работы. Между академической и практической психологией по-прежнему существует большая дистанция. Так уж получается, что сегодня в России стать хорошим профессионалом можно только после нескольких лет работы после того, как покинешь стены alma mater.

В-третьих, это своя профессиональная, "питательная" среда, то профессиональное сообщество, в котором "варятся" и рождаются идеи. Где происходит живое и непосредственное, но остающееся профессиональным общение. Где происходит обмен опытом, мыслями и чувствами, по поводу Психологии или себя самих, любимых. "Обмен - это и есть Жизнь", - говорит декан факультета психологии Самарского государственного университета Константин Сергеевич Лисецкий. Вопрос только в том, насколько успешно такая среда будет создана.

Впрочем, студенты (как и любая достаточно большая социальная общность) склонны к самоорганизации. Но и не более. Чтобы процесс самоорганизации начался, нужен какой-то толчок, воздействие. Это как рост кристалла: пока нет затравки, ничего не происходит. Но бросили песчинку - и процесс пошел.

Песчинкой может быть что угодно: студенческая газета или дискуссионный клуб, конкурс на лучшее исследование или конференция. Ведь ни для кого не секрет, что самое важное на студенческих конференциях - это не чтение докладов и даже не публикация тезисов (это как бы "визитные карточки" участников). Самое важное - это вечерние "междусобойчики" участников, на которых и происходит настоящее обсуждение, похожее на "конференцию в конференции", обычно за чашкой чая или кофе и до поздней ночи. Именно здесь и рождаются новые идеи, новые проекты, новые отношения.

По сути, летняя школа - это и есть психологический "междусобойчик круглый день" (а точнее, круглую неделю). По крайней мере, именно так школа организовывалась в Самарском государственном университете - как особая социальная среда, способствующая профессиональному и личностному росту участников.

В качестве места была выбрана база отдыха "Универсиада" на берегу реки Волги, в окружении Сокольих и Жигулевских гор. Время - конец июня, конец учебного года. Действие приятно удивило разнообразием психологических жанров - группы, тренинги, мастер-классы, а также "психологический авангард", который трудно определить одним-двумя словами. Школа проходила при поддержке Института Открытое Общество (фонд Сороса), Россия.

Организация летней школы была такова, что каждый день начинался и заканчивался Психологией. После завтрака - терапевтические и методические группы. Затем перерыва на обед, затем мастер-классы и семинары. А после ужина - общая "группа групп", на которой происходит обсуждение всего, что происходило днем, в свободной форме и на любые темы. Добавьте к этому смешение студентов разных курсов, ВУЗов и городов, постоянное соседство студентов и преподавателей - и студенческая активность выстрелит пробкой шампанского. Семинар гостей из Санкт-Петербурга вызвал такой интерес, что студенты разошлись по своим домикам лишь в третьем часу ночи. Автор этих строк может только догадываться, когда же наконец участники семинара смогли заснуть, обсудив пережитое с друзьями. Судя по собственному опыту, уже под утро.

При этом столь яркие и интересные события профессиональной жизни проходили на школе каждый день. Мастер-класс "Метапсихосинтез" нашего декана Константина Сергеевича Лисецкого. Авторская группа по работе с кинофильмами (кинотерапия) нашего доцента Сергея Викторовича Березина. Из "психологического авангарда" это, например, "Психологический утренник" - встреча рассвета всей школой на мистической Лысой Горе под Самарой. Или круглый стол из серии "Психология в анекдотах", посвященный детским "страшилкам". Где же еще, если не на летней школе, можно поговорить об этом и серьезно, и с наглядной демонстрацией? Так, чтобы новые знания оказались не только усвоенными, но и пережитыми, прочувствованными буквально до костей?

Если же хочешь сам попробовать свои силы на практике - пожалуйста. Достаточно лишь предложить оргкомитету идею своего семинара или группы и пригласить участников. И будьте уверены - вы получите обратную связь на группе групп, плюс доброжелательная рефлексия единомышленников и сарказм критиков на ночь перед сном. А если впечатлений много - то и на следующие дни.

Были и другие знаменательные События в жизни нашего сообщества, но всего в статье, увы, не перечислишь.

По окончании летней школы чувствуешь усталость, удовлетворенность. Но скоро состояние меняется, и уже загорается желание что-то сделать, претворить новые идеи в жизнь. Но, пожалуй, самый важный опыт, который получили студенты на школе - это опыт переживания себя как члена профессионального сообщества. Как сказала об этом студентка 3 курса, "то, что мне дала школа, я бы назвала психологической культурой. На мой взгляд, эта психологическая культура рождается от посещения и участия в различных группах, тренингах, семинарах. От всего того, что, в общем-то, здесь происходило".

Любое мероприятие может состояться только тогда, когда есть человек, который возьмется за его организацию. В Самарском государственном университете таким человеком была ассистент кафедры Психологии Елена Дмитриевна Сидоренко.

Но вот школа закончилась - а что же дальше? И дальше участники летней школы постоянно встречаются, но уже виртуально, в психологическом чате сайта факультета в Интернете. Этот сайт, подаривший возможность взаимодействия и сотрудничества студентов разных городов и ВУЗов, называется "Психея" (http://www.psycheya.ru), сам чат - ПсихоТерритория, а их презентация, кстати, также прошла на летней школе. Там же вы найдете отчет, впечатления участников о нашей школе и фотоархив - ведь лучше один раз самому все увидеть.

Впрочем, не нам, организаторам, судить, насколько удачной оказалась наша летняя школа. Если же судить по многочисленным отзывам участников, то праздник Психологии на волжских берегах действительно состоялся. А наши гости из Санкт-Петербурга сейчас заняты организацией своей, на этот раз зимней психологической школы. И нас это очень радует, - значит, дело летних школ ширится и развивается в российских масштабах.

Но главное, что удалось сделать - это положить начало новой традиции. И в июне 2001 года начнет работу уже вторая, традиционная летняя психологическая школа в Самаре. Приезжайте, мы вас приглашаем!

Дмитрий Козлов,
студент 5 курса факультета психологии СамГУ,
администратор летней психологической школы.

 
. . .