SpyLOG

Константин Лисецкий:

Игра – схватка с судьбой или технологии игорного бизнеса?

(10 причин, которые способствуют развитию гемблинга)

 

Наверное, сегодня никто не может сказать, сколько же в городах России игровых салонов, казино, просто одиночных игровых автоматов, установленных на улицах или в людных местах. Например, только вокруг дома, где я живу, их более 12. Причем именно салонов! Взрослые, подростки и даже дети играют, играют и играют… Что плохого? Они уже живут только ради того, чтобы играть, работают ради того, чтобы иметь деньги, чтобы положить их в ненасытную утробу автомата или на стол крупье. Дети начинают тащить все из дома, чтобы найти деньги для очередного проигрыша в надежде на везение. И никто не может – или не хочет? – остановиться! Болезнь? Психологи и психотерапевты уже столкнулись с ней  и квалифицируют ее как социально опасную. Мы беседуем с деканом психологического факультета Самарского государственного университета К.С. Лисецким о болезни, которая имеет свое название – «гемблинг», то есть игромания. Что же происходит с обществом, которое так неистово окунулось в игроманию?

 

- В какой-то мере это можно объяснить тем,  - говорит Константин Сергеевич, - что у нас долгое время не было таких игр, игорных домов, мы про это читали только у Достоевского, у Пушкина, и все воспринималось на уровне какой-то мистики. Шлюз открылся, и явление стало реальностью.

- И при том такой близкой, что дальше некуда.

- Да, играть как бы «разрешили», и играть можно рядом с домом и даже дома, я имею в виду, что даже малыши сидят у компьютеров и увлеченно играют.

- И все-таки, у этого явления должны быть какие-то внутренние мотивы и причины. Что заставляет человека играть?

- Одну – мы уже назвали. Другие – более глубинные, психологические. Ребенок появляется на свет, и раздает его первый крик. Это его сигналы, и он быстро начинает понимать, что стоит ему заплакать, как к нему подойдут, ему дадут поесть и сменят мокрые пеленки. То есть он голосом создает конкретные вещи, реальный мир. Когда ребенок кричит, родители должны понимать, что он тем самым как бы колдует, в результате создавая для себя из нематериального материальный мир. Как господин мира, голосом из ничего создает нечто: присутствие мамы, молочко, кашку, игрушки. Ребенок растет и постигает другие возможности. Волшебное слово «пожалуйста» тоже дает ему то, ради чего не придется трудиться самому.

Еще один момент, я бы обозначил его как мифологический, - ощущение возможности легкой и быстрой наживы. Вспомните сказку: «по щучьему велению, по моему хотению» будет все то, чего я пожелаю. Это тоже как бы перекликается с сегодняшним днем: работать в поте лица не модно, трудолюбивые люди не в почете. Ценится азарт. А для игры не нужен особый интеллект, нужно просто желание или готовность играть.

Кроме того, игра дает переживание самопричинности (я – причина себя). Это ценнейшее переживание.

- Не очень понятно, и что же на самом деле это такое?

- Человек – в известной степени раб общественных отношений. А в игре он получает ощущение собственной свободы, как решит, так и будет! Это очень привлекательное и очень коварное чувство. Другой момент, допустим, вы решили написать роман. Вам понадобится 10 лет труда, пока вы его создадите. А здесь, в игре, обратная связь наступает мгновенно. И эта возможность уникальная, больше нигде нет такого. Результат – «здесь и сейчас». Теперь об игротехнологиях.

- Технологиях? А как же знаменитое «три карты», вся эта мистика, с которой связана удача или наоборот?

- Самое опасное и страшное в игре – это выигрыш. Проиграешь – и пойдешь вон. Но все игротехнологии, все компьютерные игры, игровые автоматы построены следующим образом. Ты все время выигрываешь: выигрыш, выигрыш, выигрыш – проигрыш. Ситуация повторяется: ты сто раз выиграл и два раза проиграл. Проигрыш – огромный! Это же бизнес, на этом все построено. На самом деле ты не игрок, грубо говоря, ты – «овца». Потому что в таких заведениях играют только две «партии» - владельцы игорного бизнеса и «кидалы»-профессионалы. Игра между ними построена совсем по-другому. А обычных посетителей элементарно «стригут».

­- Но все-таки, «кидалы» - игроки или шулеры?

Шулеры! Если он будет играть, то обязательно проиграет. Тут игра идет на то, кто кого обманет. Это огромный азарт, они играют на техниках – кто кого поймает. А вот деньги несут «овцы», полагая, что у них идет схватка с судьбой, и надеясь отыграться. Но на самом деле никакой схватки нет, все заранее предопределено. Если ты хочешь выиграть в казино, то есть только один способ – приобрести свое казино, других способов нет, уверяю вас! Но, несмотря ни на что, люди идут туда, настолько заманчива схватка с судьбой.

- Но ведь все думаю, что выигрыш – дело случая, везения или невезения.

- Это не так. Но я бы хотел продолжить. Игра – это удовлетворение амбиций. В любом случае: ты выиграла – ты супер, ты такая классная! Не важно даже, что выиграла мизер. Если ты проиграла 10 тысяч – ты все равно классная, ты крутая, можешь себе позволить проиграть 10 тысяч. Эта психологическая беспроигрышность тоже способствует развитию зависимости. Ощущения хочется повторить.

Есть такая реклама: кто не играет, тот не выигрывает. Но если бы мы были в ладах с математикой, то не забыли бы, что в уравнении обе части равны. Тогда бы  эта фраза зазвучала бы так: кто не играет, тот и не проигрывает. Играть можно, конечно, попробовать, но надо уметь остановиться. Помните: папа бил не за то, что играл, а за то, что отыгрывался.

Из опыта моей работы: человек проигрывает большую сумму – 100-200 тысяч рублей или 5-7 тысяч долларов. Те, к кому эти суммы пришли легко, они и расстанутся с ними легко. А вот для тех, кто заработал эти деньги своими руками и спустил их за один вечер, это беда. Этих людей надо спасать. К тому же, события развиваются так: он проиграл деньги, которые зарабатывал, быть может, весь год, и в один момент остался без ничего. У него развивается просто дикая, лютая жажда мести, он хочет вернуть эти деньги и взять реванш во что бы то ни стало. Вот тут и начинается патология. Я объясняю: дорогой, представь, что ты просто заплатил за свое взросление. Мне не верят: нет, «я же выигрывал раньше».

Очень быстро «заражаются» люди, которые недоиграли в детстве. У них недостаточно игровых переживаний, потребность в них неудовлетворенна. Став взрослыми, они буквально проваливаются в эти игры и ощущения. Порой играть начинают от отчаяния в попытке решить какие-то другие проблемы, и вот он «несется» в этом потоке, накапливая новые, еще более сложные проблемы. Это не самый многочисленный слой, но он есть, и достаточно тяжелый. Иногда зависимыми становятся люди, не обладающие высоким интеллектом, они не размышляют о том, чем это кончится. Не так давно ко мне обратился человек, проигравший крупную сумму, он не может остановиться: помогите! В свое время он был близок к так называемому «наперсточному» бизнесу. Я спрашиваю, в «наперстки» можно выиграть? «Но ведь там же интуиция…» Какая интуиция? Там же все предрешено! «Не может быть!» Не только может, но всегда бывает. Ему показалось, что там волшебство, он попал в какой-то загадочный, непредсказуемый мир. Сказались недополученные им ощущения, он недоиграл. И, конечно, в этих пристрастиях может сказаться склонность к пустому времяпрепровождению, так появляется бедность эмоциональной сферы, которая в некотором роде таким способом подпитывается. Простаивая у автоматов, они ощущают себя во что-то включенными, появляется иллюзия занятости.

- Все-таки у нас люди не осведомлены об этих самых игорных технологиях, они считают, что все дело в везении и хотят испытать судьбу.

- В этом их роковое заблуждение, не надо ничего романтизировать, это бизнес, в котором все просчитано, причем упор сделан на психологические качества людей, их ловят на «крючок».

- Они же добровольно идут на этот «крючок».

- Добровольно – только в самом начале, вот он открывает дверь, а дальше? Если он сможет остановиться, - хорошо, а если в нем будут задеты какие-то его глубинные комплексы, то он уже попался. Например, игра делает человека равным со всем миром. Игра гипердемократична. Я и миллионер. Оба стоим у автомата, оба проиграли Или – выиграли. Не важно твое социальное положение, и в этом абсолютность игры. Что ты, что я – перед игрой равны. Это вам не театр, в котором, чем ты ниже, тем сидишь выше, на галерке.

 

Наверное, сами по себе перечисленные К.С. Лисецким личностные качества еще ни о чем не говорят. В той или иной степени многие из них присутствуют в каждом из нас. Но наступает момент, когда человек, пристрастившись, уже не в состоянии отойти от автомата или игорного стола. Его сюда будто магнитом притягивают и искушают испытать судьбу еще и еще. Незаметно для себя человек буквально становится рабом «одноруких бандитов», как окрестили их в народе. Это свидетельствует прежде всего о том, что названные выше качества ловко и профессионально используют организаторы игорного бизнеса. Есть необходимость поговорить об этом более обстоятельно. О том, что надо знать тем, кто становится завсегдатаем игровых салонов, и о том, что делать родителям, чтобы уберечь детей от пагубных пристрастий, читайте в следующем номере нашего журнала. Можно ли избавиться от игромании? На эти и другие вопросы ответит Константин Лисецкий.

Материал подготовила Валентина Жоголева

 

Взято из журнала: Флагман безопасности. Декабрь, 2005.