SpyLOG

С.В.Березин, Ю.Б.Евдокимова

 

Социальное сиротство: дети и родители.

 

Материалы к курсу “Педагогическая психология”.

Самара, 2003

 

Содержание

1. От авторов

2. Введение

3. Психические и личностные особенности детей- сирот

3.1. Социальная ситуация развития детей-сирот

3.2. Особенности эмоциональной сферы

3.3. Отношения с окружающими, отношения со взрослыми, отношения со сверстниками

3.4. Интеллектуальная сфера

3.5. Самосознание, образ Я

3.6. Произвольность

3.7. Резюме

4. Идеальная представленность родителей как фактор личностного развития ребенка, воспитывающегося вне семьи

4.1. Взаимодействие родителей и детей: постановка проблемы.

4.2. Отношения ребенка со значимым взрослым

4.3. Идеальная представленность родителей в сознании ребенка.

4.4. Рекомендации психологу, работающему в учреждении интернатного типа

5. Библиографический список

1. От авторов

  Данное пособие предназначено для студентов – психологов и призвано восполнить существующий в учебно-методических изданиях пробел, связанный с идеальной представленностью родителей в сознании ребенка, воспитывающегося вне семьи.

В процессе научно-исследовательской и практической работы в детских домах и интернатах мы обнаружили, что идеализированные представления детей о своих родителях, лишенных родительских прав в связи с аморальным, антисоциальным и криминальным поведением, влияют на усвоение детьми социальных ценностей и норм, на их социализацию и личностное развитие. Мы предприняли попытку изложить результаты наших исследований так, чтобы ими могли воспользоваться психологи, педагоги, социальные работники и все, чья профессиональная деятельность связана с детьми, лишенными родительского попечительства. Мы искренне надеемся, что оно поможет повысить эффективность работы воспитателей и педагогов и, что самое главное, - прочувствовать и осмыслить мир, в котором живет такой ребенок, те переживания и опасения, надежды и реальные возможности, которые определяют действия и поступки, жизненный путь ребенка, воспитывающегося вне семьи.

Первая глава написана Ю.Б.Евдокимовой, вторая глава написана совместно Ю.Б.Евдокимовой и С.В.Березиным.

Авторы выражают искреннюю благодарность К.С.Лисецкому за обстоятельный анализ и критические замечания в адрес нашей работы, О.В.Шапатиной – за консультации и помощь при подготовке третьего параграфа второй главы, а также С.В.Малышеву – за профессиональную помощь и эмоциональную поддержку во время работы с воспитанниками ПТУ№11.
2. Введение

Проблема адаптации человека к постоянно меняющимся условиям окружающей среды была и остается очень сложной. В последние годы она приобрела особую актуальность в связи с масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны. Возрастание психического напряжения, социальная и личностная нестабильность заставляют искать новые формы психологической помощи населению, и, в первую очередь, – социальным группам, которые по тем или иным критериям могут быть отнесены к неблагополучным. Среди последних, пожалуй, более других нуждаются в психологической поддержке дети-сироты, подростки, воспитывающиеся вне семьи. Психические и личностные особенности детей-сирот, специфическая социальная ситуация развития ставят задачу поиска и разработки таких форм психологической работы, которые позволили бы создать условия, необходимые для их позитивного личностного развития и социализации.

По данным 1998 года в России 700 тысяч официально признанных детей-сирот и около четырех миллионов беспризорных детей. Большинство из них - так называемые «социальные сироты», то есть дети, родители которых живы, но лишены родительских прав в силу разного рода обстоятельств (алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, неспособность создать необходимые для воспитания ребенка условия и пр.). Несмотря на негативный характер родительско-детских отношений в таких семьях, родители для ребенка остаются значимыми субъектами на протяжении их дальнейшей жизни в детских домах, интернатах и позднее, в самостоятельной жизни. Причем все, что связано с родителями, воспринимается ребенком болезненно, неадекватно в силу невероятно острого эмоционального реагирования на любые вопросы, касающиеся темы семьи.

В сознании ребенка реальные родители идеализируются, а значит, снижается критичность восприятия их образа жизни и поведения. Негативные переживания и воспоминания, связанные с родителями и их поведением (пьянство, побои, конфликты) в сознании детей отступают на второй план, уступая место тоске по матери и стремлению вернуться к ней во что бы то ни стало.

К сожалению, вопрос, связанный с влиянием идеализированных образов родителей социальных сирот на их личностное развитие и жизненный путь, не исследуется специалистами должным образом. Между тем, значимость этой проблемы очевидна. Образ родителя в психике ребенка-сироты, во многом определяет фундаментальные, базовые характеристики его личности.

Содержание | Вперед