SpyLOG

3.2. Личность в психологии

План:

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1963
  2. Биологическое и социальное в развитии человека / Под ред Б.Ф. Ломова, Е.В. Шороховой, А.В. Брушлинского. М., 1977
  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1990. с.240-283
  4. Общая психология/ Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1986. С.197-225
  5. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  6. Теплов В.М. Избр. Тр.: В 2-томах М., 1985

Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Индивидуальное развитие человека осуществляется в постоянном активном взаимодействии с миром – природой и обществом. Благодаря открытости системы «человек-мир» возможны объективная познаваемость субъективных психических явлений, управление процессом человеческого развития. Человека можно представить не только как «открытую» систему, но и как систему «закрытую», - «встроенную» в «открытую» систему взаимодействия с миром (рис. 42).

«В этом – относительно обособленном от окружающего внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личных переживаний), определенные организации образов («портретов», «пейзажей», «сюжетов») и концептов, притязаний и самооценки».

 

 

Этапы онтогенетического развития человека в обществе

 

индивид

субъект

 


Целеустремленная активность

 

индивидуальность

личность

Творчество

 

 

Рис. 43

 

Моргун В.Ф. предпринял попытку построения монистической концепции многомерного развития личности. (Рис. 44)

Развитие индивида в личность согласно этой концепции, проиходит в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа, реализующего в деятельности надиндивидные процессы.

Социально-психологические характеристики личности:

Статус личности – объективное положение человека в системе межличностных отношений. (Осознание человеком частично или полностью, адекватно или неадекватно).

Позиция личности – характеризует субъективно деятельную сторону положения человека в структуре отношений.

Роли личности – динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями человека в обществе.

Диапозон и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включается личность. (Рис. 45)

В теории ролей (Д. Мид, М. Кун, И. Блумер) главное внимание уделяется индивидуальному исполнению человеком роли, раскрытию механизмов активности личности, определяемых требованиями и ожиданиями, а также активностью самой личности. (Рис. 46).

Индивидуальность – своеобразие психического склада личности, ее неповторимость.

Общие характеристики индивидуальности:

•  многоуровневость и интегральность;

•  творческая активность;

•  вариативность поведения.

Неравномерность, гетерохронность и целостность – главные законы развития, обеспечивающие единство развития человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

Подпись: профессиолнальныеПодпись: Социально - демографическиеПодпись: «лидер»Подпись: предпочитаемыйПодпись: изолированныйПодпись: отвергаемый 

 

Рис 45.

 

 

 

Рис. 46 Механизмы активноти личности.

Критерии зрелости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 47 Дифференцированне критерии развития личности


 

 

 

Рис. 48 Структура личности (К.К. Платонов)

Подструктура направленности личности (потребности, интересы, идеалы, убеждения )


СОЦИО

Подпись: характер 

 

х

 

БИО

Рис. 49

Подпись: Качества направленностиПодпись: Формы направленности (элементы) 

 

По Ядову

 

Рис. 50 Ведущие компоненты в структуре направленности личности в различных психологических теориях.

 

Подпись: Социальный смысл устойчивости личностиПодпись: Индивидуально-психологический смысл устойчивости личности в укреплении: 

 

Рис. 51 Социальный и индивидуально-психологический смысл устойчивости личности

 

Рис. 52

Воспитанность личности – интегральная социально-психологическая характеристика целостной личности.

Критерии воспитанности:

•  Соответствие поведения, отношений, установок человека общечеловеческим ценностям.

•  Степень практического проявления в личности чувств долга, ответственности, качеств активности, самостоятельности, надежности.

•  Соотношение в направленности и поведении ценностных ориентацией на себя, на деятельность, на взаимодействие.

•  Соотношение внутреннего гуманизма и внешней воспитанности.

•  Способность творчески менять поведение человека в нестандартных условиях.

 

Вопросы:

  1. Проанализируйте определения понятий «Индивид», «Личность», «Индивидуальность» и выпишите отличительные особенности определяемых явлений.
  2. Перечислите все компоненты, составляющие каждую из подструктур личности, т.е.

3. Дайте психологическую характеристику качеств и элементов форм направленности личности значимого для Вас человека.

4. В чем заключается диалектика развития личности?

5. Приведите известные Вам определения личности.

Назад | Содержание | Вперед