SpyLOG
В. Д. Балин

О СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Одно во всем, все в одном;
Одно в одном, все во всем.
из традиций хуаянь

Понятие "сознание" - одно из наиболее многозначных общепси-хологических понятий. Очень часто его смешивают с понятием "психическое", "разумное" У некоторых авторов сознание обозначает "внутренний опыт", "рефлексию". Иногда термин "сознание" считается эквивалентным терминам "отражение", "мышление", "бодрствование" и т.п. (Рубинштейн С. Л., 1957; Платонов К. К., 1982; Джемс У., 1991). Такая многозначность объясняется, на наш взгляд, тем, что разные авторы в этот термин вкладывают разный смысл, т. е. указанная многозначность является свидетельством того, что в семан-тическом поле понятия "сознание" можно выделить несколько смы-слов, которые, во избежание существующей путаницы, необходимо развести и обозначить.

В данной работе мы рассмотрим только такую форму сознания, как "индивидуальное сознание", подразумевая тем не менее, что оно организовано принципиально одинаково с другими формами сознания: общественное, коллективное, групповое, отличаясь от них только исходными элементами.

Сознание, вообще говоря, это некоторое целостное образование, состоящее из исходных элементов и структуры связи между ними. Это образование обладает некоторой функцией Последняя и есть сознание. Дело, стало быть, за тем, чтобы выяснить, что является элементами той или иной формы сознания и что, собственно, является функцией формирующегося на их основе целостного образования.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выбрать определенную схему психогенеза, которой подчиняется образование любого психического явления. Кроме этого, необходимо коротко описать процесс анализа-синтеза свойств среды нервной системой. Существуют два в известной степени независимых способа анализа-синтеза свойств среды (характеризующейся с точки зрения организма высокой неопределенностью - события в ней носят вероятностный характер).

1-й способ анализа-синтеза свойств среды. В процессе эволюции происходит закрепление в генетической памяти способов поведения, приводящих к успешной адаптации к условиям среды обитания. Эти образы действия закрепляются в виде генетических программ (ГП). ГП могут иметь разную сложность: от программы регуляции клеточного метаболизма до сложноорганизованных программ сексуального поведения, охоты, ухода за детьми и т. п. Под влиянием определенных сигналов, приходящих извне, эти ГП могут быть деблокированы и запущены. Одновременно может быть реализовано сразу несколько программ (батарея ГП). Запущенная ГП свидетельствует о том, что организм находится с окружающей средой в определенных отношениях, т. е. организм тем самым как бы дает среде оценку. На базе ГП окружающая среда оценивается с точки зрения генетического опыта, эмоционально. Можно сказать, что эмоциональная оценка события - это одновременно "подсказка" субъекту о том, как обычно оценивалось подобное событие ранее. Такая оценка является ядром любого психического акта.

2-й способ анализа-синтеза свойств среды. Внешний раздражитель, воздействуя на органы чувств и вызывая реакции отдельных рецепторов, создает картину в виде распределения возбуждений на выходах рецепторов, которое используется в дальнейшем для первичного анализа. В результате такого анализа выделяются отдельные признаки действующего стимула. Выделение признаков осуществляется посред-ством нейронов-детекторов. Каждому параметру объекта соответствует свой набор рецепторов и детекторов. Эта конструкция в совокупности называется локальным анализатором (отражает отдельное качество объекта). Сенсорный анализатор состоит из множества локальных (анализаторов признаков), на вход которых поступают сигналы только от определенной группы рецепторов. Синтез поступающей по разным каналам информации идет таким образом, что постоянно происходит процесс совмещения разнохарактерной информации с целью выделения инвариантных характеристик, уточнения тем самым параметров объекта. Переработка информации в нервной системе с целью ее интеграции осуществляется определенными структурами - модулями, которые различаются по степени сложности и производят обработку информации каждый по своему алгоритму. Чем больше модуль, тем более сложную информацию он может обрабатывать. Модулями являются микросети, локальные сети, колонки, поля и доли коры, полушария мозга (Шеперд Г.,1987).

Работа двух описанных механизмов отражения свойств окружающей среды (назовем их условно "эмоциональным" и "когнитивным") идет параллельно. Один механизм работает для определения объективных характеристик события, а другой оценивает его смысл, давая организму возможность избегать крупных ошибок при программировании поведения. Такая возможность заложена в конструкции отражательной системы. Поскольку число признаков ситуации достаточно велико, а возможности сенсорных систем не безграничны, то Природа нашла способ того, как учесть все наиболее важные параметры среды, одновременно не перегружая сенсорные системы излишней информацией. Она начала объединять потоки информации в крупные блоки, формы, и по этой причине вся поступающая информация становится обозримой. Блокировка потоков информации подчиняется определенным законам. Некоторые из них таковы.

Для существования целого нужны элементы и отношения между ними. Чем большее число элементов составляет психическое целое, тем, вообще говоря, оно является более устойчивым, а элементы все в большей степени приобретают признак эквипотенциальности. Элементом психического целого может выступать материальный предмет или его символ, его "вакансия", а также отношения между элементами другого целого.

Не все элементы психического целого равноценны: некоторые играют роль доминанты, системообразующего фактора. Доминанта обладает следующими свойствами: повышенные активность и вариативность активности, способность подавлять активность других элементов и интегрировать их активность. Изменения активности доминанты носят более сложный характер, нежели ее изменения у других элементов, причем изменения этой активности коррелируют с таковой у остальных элементов целого.

Психическое целое имеет многослойный характер, причем каждый слой представляет собой сферу, вложенную в сферу с большим Радиусом, аналогично строению земного шара. Число слоев достаточно велико, но можно говорить по крайней мере о трех основных сферах психического, каждая из которых, в свою очередь, также состоит из множества слоев. Эти сферы целесообразно назвать экзопсихикой, эндопсихикой и мезопсихикой (Лазурский А. Ф., 1982).

Каждый слой психического можно рассматривать как отдельное целое. Он характеризуется энергетическим уровнем, степенью связности элементов в рамках этого целого, допустимым диапазоном вариа-тивности величины связности между элементами, минимально возможной связью между элементами, еще допускающей существование целого и допустимым диапазоном вариации активности отдельного элемента.

Психическое целое обладает такими свойствами, как интегрируемость, конвергируемость, саморегулируемость, инвариантность, эквипотенциальность, статистический характер связей между элементами.
Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему мы выделяем три компоненты индивидуального сознания, необходимо описать функции и свойства трех сфер психики.

  1. Экзопсихика. Это внешний слой психического акта. Он управ-ляет взаимодействием с окружающей средой. Основу экзопсихики составляют сенсорные системы. Обрабатываемая здесь информация "специфична", объективна, связана с анализом среды по признакам. Экзопсихику составляют ощущения, восприятие, представление, воображение, словообразование.
    Видение мира с позиции экзопсихики отличается дифференцированностью и точностью. Такой мир выглядит несколько абстрактным, но он имеет предметный характер. Явления не иерархизованы, они рядоположены: в объективном мире все предметы и явления равноценны. Главный недостаток такого способа отражения - чрезмерная! "объективность".
  2. Эндопсихика. Это ядро любого психического акта взаимодей-ствия субъекта с объектом. Основу составляет генетическая память, в которой хранятся врожденные поведенческие программы. В долговременной памяти хранятся приобретенные при жизни навыки, привычки и т. п. Основная функция этой сферы - самозащита. Здесь формиру-ются эмоции, состояния, чувства и мотивы. Эндопсихика проявляе себя в виде эмоционального фона, который сопровождает любое пси-хическое явление, причем чем больше затрагиваются биологические интересы организма, тем сильнее эмоциональный фон.
    Эндопсихика "видит" мир через призму своих реакций, реакция вызывается определенными стимулами из внешней среды или их совокупностью. Основное назначение реакции - регуляция состоя-ния организма с целью адаптации к окружающей среде. Но совокуп-ность таких реакций отражает характеристики стимулов, которыми они "запускаются", и эта совокупность сама может служить инструментом для познания окружающего мира.
    Регулируя себя, эндопсихика регулирует и отражение окружающе-го мира с позиций интересов организма. "Объекгивное" отражение внешнего мира осуществляется экзопсихикой, но смысл синтезированного ею образа определяется эндопсихикой. Мир с позиции эндопсихики виден обобщенным, он поляризован, акцентирован, состоит из "враждебных" и "дружественных" объектов и сил, поскольку в конечном счете любая врожденная реакция направлена на то, чтобы либо стремиться к объекту, либо избегать его.
    Из сказанного видно, что экзопсихика является более мощным инструментом взаимодействия организма со средой, нежели эндопсихика. Но первая имеет одно уязвимое место - она плохо учитывает прошлый опыт (онто- и филогенетический). Экзопсихика постоянно как бы все открывает заново, не учитывая того, что многие события повторяются. Эндопсихика, наоборот, направлена на прошлый опыт. Ее недостаток - в том, что она статична, для нее внешний мир не меняется (в рамках индивидуальной жизни).
    Таким образом, любая крайность в отражении окружающей среды снижает эффективность адаптации к ней. Нужна система, которая со-вмещала бы два способа отражения этой среды. Такой системой является мезопсихика.
  3. Мезопсихика. Ее основная функция - совмещение возможно-стей организма с требованиями окружающей среды. Здесь происходит наложение "фигуры", сформированной экзопсихикой, на эмоциональ-ный фон, который создается эндопсихикой. Любые психические явле-ния в привычном для нас виде ("фигура" + "фон") формируются здесь. Мезопсихика отражает ситуацию наиболее адекватно с точки зрения интересов организма. Она как бы наносит масштабную сетку на фигуру, рисуемую экзопсихикой. Главный способ действия мезопсихики - совмещение, что позволяет получать новую информацию, для приобре-тения которой нет соответствующих рецепторных образований.

Психическое в известной степени "независимо" от субстрата, главное, чтобы при его формировании выполнялись определенные фундаментальные условия, некоторые из которых описаны выше. Можно сказать, что психика в целом "многосубстратна", а каждое психическое явление есть продукт эволюции, появившийся в свою историческую эпоху. Логическая схема образования психического явления такова: субстрат -> элементы -> функциональная структура -> психическая функция -> инвариант -> психическое явление. Исходя из описанной схемы психогенеза, можно "сконструировать" любое психическое явление.

Прежде всего покажем, что все "конструируемые" психические явления "привязаны" к трем сферам психического: экзо-, эндо- и мезо-психике.При этом предполагается, что психические явления в рамках каждой из сфер также представляют собой систему, в которой есть элементы, структура связей между ними, функция. Рассмотрим примеры.

Экзопсихике соответствуют явления психического взаимодействия; ощущение, восприятие, представление, словообразование, внимание. В соответствии с описанной схемой психогенеза формирование, например, ощущения, выглядит таким образом. Субстрат - рецепторные образования и соответствующие им проекционные зоны определенного анализатора (сенсорной системы). Элементы - рецепторные клетки и их проекции в коре головного мозга. Функциональная структура - совокупность проекций рецепторных клеток в коре, связанных с определенным предметом в окружающей среде. Психическая функция - выделение инвариантных (устойчивых) качеств среды. Инвариант - общая, инвариантная часть множеств раздражений одного типа рецепторов. Психическое явление - ощущение. Это функция динамического целого, образующегося на базе рецепторных элементов и их проекций в коре. Оно служит для выделения в потоке постоянно поступающих раздражений наиболее устойчи-вых сочетаний.

По этой же схеме можно "сконструировать" и другие явления зопсихики: восприятие, представление и т. п. Кроме этого, все психические явления данной сферы в совокупности представляют собой конченное целое, но уже более высокого уровня. Его элементами являются теперь уже ощущения, восприятия, представления, словообразование, внимание. Доминантой здесь выступает внимание. Общей психической функцией такого нового целого является сознание, точнее миросознание (Гостев А. А., 1993). Миросознание - это инвариантная часть информации, полученной нервной системой всеми доступными средствами: с помощью ощущения, восприятия, мышления, речи и т. п. Миросознание - это знание о том, что окружающий мир константен. Чем "сознательнее" человек, тем более устойчивым для него является окружающий мир. Главная функция сознания - это стабилизация окружающей среды.

Точно так же можно сконструировать "ядерные" психические явления, связанные с эндопсихикой: состояния, эмоции, чувства, мотивы. Как выглядит в этом случае, например, состояние? Субстрат - множество систем организма: нервная, гуморальная, пищеварительная и т. п. Элементы - указанные системы регуляции, за которыми стоят генетические программы. Функциональная структура - совокупность генетических программ, "запущенных" конкретной ситуацией. В этой структуре всегда есть доминантная ПТ. Структура характеризуется определенным уровнем упорядоченности и энергетизации. Психическая функция. Их несколько: адаптация, регуляция, антиципация, энергетизация, интеграция. Инвариант - общая, совмещенная часть совокупности ГП, "запускаемых" наличной ситуацией. Психическое явление - это функция динамического целого, образующегося на базе ГП. В результате деятельности указанных систем регуляции образуются физиологические константы (достаточно стабильные пульс, артериальное давление, частота дыхания и т. п.), что делает состояние субъекта стабильным. Психологическое состояние воспринимается субъектом в обобщенной форме как самочувствие.

Совокупность явлений эндопсихики также представляет собой це-лостное образование нового уровня. Элементами этой новой системы являются состояния, эмоции, чувства, а также мотивы. Доминантой здесь выступает мотив. Общей функцией такого нового образования является "чувство Я", самость, ощущения самобытия, которое направ-лено на осознание факта своего существования (константный образ самого себя). Чем лучше развито ощущение самобытия, тем стабильнее в конечном счете для человека является его среда обитания. С другой стороны, если оно развито слабо, то человек путает собственные реакции с воздействиями извне. В результате мы имеем всякого рода эффекты в виде мифов о "домовом, который что-то делает за нас в нашем доме", или, того хуже, эффект "охоты на ведьм", характерный для неразвитого общественного сознания, когда неблагоприятные последствия собственной неудачной деятельности связываются с воздействием неких "враждебных сил", "ведьм" или "врагов народа".

Третья сфера психического - психические явления как продукт совмещения. Их мы относим к сфере мезопсихики. Последняя совмещает продукты экзо- и эндопсихики ("фигуру" накладывает на "фон"). Нельзя отрывать ощущение от эмоционального фона, разрывать когнитивную и эмоциональную составляющие психического акта. В сфере мезопсихики можно выделить два класса явлений: а) совмещенные инварианты эндо- и экзопсихики, например ощущение и его эмоциональный тон; б) собственные "продукты" мезопсихики: речь, воля, мышление.

Речь, например, в нашей схеме психогенеза выглядит так. Субстрат - речевые зоны Брока и Вернике. Элементы - понятия. Функциональная структура - высказывание, умозаключение, предложение. Психическая функция - выделение устойчивых (инвариантных) отношений между понятиями. Инвариант - смысл. Психическое явление - речь, которая позволяет объединить и интегрировать информацию, полученную разными людьми, что делает последнюю еще более инвариантной.

Выше мы уже говорили, что психические явления, существующие в границах каждой из трех сфер психического, сами являются элементами функциональной структуры более высокого уровня. Эти структуры также обладают психической функцией. Рассмотрим их более детально.

Высшим продуктом эндопсихики является "чувство Я", самость, ощущение самобытия. Его субстратом являются все анатомо-физиологические атрибуты человеческого организма, в первую очередь его регуляторные системы. Элементами выступает множество состояний, эмоциональных реакций, мотивов и чувств. Функциональную структуру образуют типичные для данного индивида элементы. Психическая функция "чувства Я" состоит в осознании факта своего существования. Оно членит мир на две категории "Я" и "не Я", позволяет видеть окружающую среду независимой от факта своего существования, дает критерий для иерархизации предметов и явлений среды обитания, задает ее мерность и масштаб, дает начало координат для ее; отражения. Инвариантом этой функциональной структуры является общая часть множества собственных реакций на события в окружающей среде. "Чувство Я" - это знание о том, что вопреки тому, что разные события вызывают разные реакции, тем не менее за всеми за ними стоит нечто общее, которое и есть "Я" Психическое явление, связанное с осознанием самого себя, означает сведение своих ощущений и реакций в целостную картину. "Чувство Я" позволяет отделить себя среды и противопоставить себя ей. Наличие "чувства Я" означает, субъект уже отделил свои реакции от самого себя и смог посмотреть на себя как бы со стороны (это хорошо показано Ж. Пиаже: ситуация, ко-гда ребенок говорит о себе в третьем лице; на наш взгляд, это свидетельствует о появлении "чувства Я"). Если при формировании миросознания происходит усвоение окружающей среды, то при формирова-нии "чувства Я" происходит отчуждение своих реакций от себя, то есть мы имеем два процесса, идущих навстречу друг другу. Они совмещаются на уровне мезопсихики.

Высшим продуктом экзопсихики является миросознание. Его субстратом являются все органы и системы, обеспечивающие взаимодействие с окружающей средой. Элементами выступает множество актов ощущения, восприятия, представления, словообразования, мышления, внимания. Функциональную структуру образуют типичные в данной среде элементы. Психическая функция миросознания состоит в продуцировании некоего интегративного образования из множественных потоков информации, что позволяет субъекту быть уверенным в том, что окружающая среда константна. Инвариантом, таким образом, здесь выступает общая, наиболее стабильная часть информации, поступающей в нервную систему по всем сенсорным каналам и "обрабатываемой" с участием всех психических процессов. Главная цель этого явления - "стабилизация" окружающей среды. Такое психическое явление, как миросознание, есть знание о том, что окру-жающий мир константен. Миросознание интегрирует полученную ин-формацию об окружающем мире. Это означает, что такой мир субъективизирован и "обозначен" (через ощущения и "словообразование"), он предметен (восприятие), события воспринимаются в динамике (представление).

Высшим продуктом мезопсихики является самосознание. Это инвариантная часть двух компонентов индивидуального сознания, "чувства Я" и миросознания. Субстрат - регулятивные и сенсорные системы. Элементы - множество актов осознания среды и осознания фактов своего существования. Функциональную структуру образуют типичные соотношения в конкретной ситуации значений миросознания и "чувства Я". Психическая функция состоит в получении адекватной информации о своей роли и месте в объективном физическом и социальном пространстве. Это приводит также к коррекции своего психологического пространства. Инвариант - совмещенная часть миросознания и "чувства Я". Это знание о том, что в известном диапазоне условий "мое" место в среде и "моя" роль постоянны. Психическое явление - самосознание - это создание индивидуального психологического пространства с указанием в нем места для самого себя. Для этого совмещаются два отображения среды, созданные эндо- и экзопсихикой. Дифференцированность такой обобщенной картины становится меньшей, она делается более искаженной, нежели та, которую дает экзопсихика, но она становится акцентированной, иерархизованной, в ней можно выявить доминанты. Этот акцентированный образ окружающей среды приобретает свойства регулятора поведения, получая регулирующую функцию именно благодаря своей субъективности, "искаженности", акцентированности.

Таким образом, мы предлагаем трехчленную индивидуального сознания. При этом два его компонента - "чувство Я" и "миросознание" - являются рядоположенными. Самосознание - это более сложная форма индивидуального сознания, она формируется на базе двух первых и в известном смысле является их совмещенной, инвариантной частью.

Такую линию рассуждений можно распространить и на другие психические явления. Например, личность можно рассматривать как инвариантную часть множества ролей, в которых выступает человек. Здесь требуются некоторые пояснения. Данное выше определение самосознания относится к некоторой идеальной ситуации. В большинстве же случаев человеку не дано знать свое истинное положение в окружающем его мире. Он и окружающие его люди довольствуются только знаниями о ролях, которые "играет" этот человек. "Обобщенная" роль и называется личностью (Гинецинский В.И.,1997).

Говоря о сознании, нельзя не сказать о бессознательном. На бессознательном уровне человек также отражает ситуацию. На наш взгляд, и "бессознательное" имеет субстрат, элементы, функциональную структуру, инварианту и т.п. Но его отличие от "сознательного" состоит в том, что в образуемой функциональной структуре нет доминанты. "Бессознательное" становится "сознательным" только тогда, когда осознаваемая ситуация или явление акцентуируются, становятся неравновесными, несимметричными, напряженными, поляризованными.

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ


Кризис жизненного пути

С понятием кризиса в научной литературе соотносятся разнородные жизненные события: профессиональное самоопределение, бракосочетание, рождение ребенка, уход или смерть близкого человека, выход на пенсию. Общим радикалом для них является их повышенная эмоциогенность, обусловленная необходимостью переосмысления челове-ком своего места в жизни своих прав, обязанностей, ответственности. Однако в контексте обсуждаемой нами темы представляется целесооб-разным сосредоточиться на иной трактовке понятия кризиса.

Длительное следование по жизни "не своим" путем с неизбежностью должно приводить к ничем не компенсируемой диссоциации между сознательным поведением и личностным потенциалом подсознания, выражающейся в дисфорических состояниях и эмоциональных переживаниях. При всей условности субъективного оценивания можно порекомендовать для индивидуальной самодиагностики несколько чувственных (т. е. управляемых подсознанием) индикаторов, обнаруживающих факт следования по жизни "не своим" путем:

  1. Чувство устойчивого невезения, неудачливость, "все складывается против...".
  2. Тягостная утомительность дел и достижений, генерализованная неприятная усталость как ведущее переживание.
  3. Отсутствие выраженного и полноценного удовлетворения от достигнутого успеха, безрадостность долгожданных событий или достижений.
В качестве частного, но диагностически ценного индикатора движения по "не своему" пути можно назвать появление чувства дискомфорта, раздражения в ответ на предложение перечислить (для себя, но на бумаге) свои жизненные цели (перспективы, планы и т. п.)

Регуляторный смысл перечисленных индикаторов заключается в том, что они создают субъективные условия, благоприятные для отказа от деятельности, которая по своим требованиям и вероятным результатам идентифицирована подсознанием как "не своя".

Механизмы возникновения соответствующих переживаний становятся понятными при учете приведенных выше функций подсознания.

Переживание неудачливости обусловлено тем, что "не своя" цель не запускает работу подсознательного мышления, конечной целью которой служит дополнение результатов работы сознательного мышления обобщенными данными (по всему объему имеющейся по этой задаче информации) в форме интуиции. Ограничение информационного базиса принимаемого решения только его сознательной частью резко снижает адекватность планирования и вытекающую из этого успешность действия.

Утомительность "не своего" действия объясняется тем, что подсознание отказывает ему в непосредственном интересе, как наиболее эффективном мотиваторе. Осуществляемая же преимущественно благодаря волевому напряжению деятельность является в высшей степени энергозатратной и потому утомительной.

Безрадостность успехов можно считать наиболее ярким и однозначным указанием со стороны подсознания на ошибочность предпринятых человеком действий. Метафорически это следует понимать как сообщение о том, что достигнутая цель не была по-настоящему "твоей". Следовательно, в смысле продвижения по индивидуальному жизненному пути никакого достижения нет, и потому отсутствует эмо-циональное подкрепление подсознанием выполненной работы

Самым типичным признаком "непутевости" является так называемый кризис середины жизни, относимый разными авторами к возрасту в интервале от 35 до 45 лет. Его особенностью оказывается то, что он исподволь формируется у социально и психологически благополучных людей, которые начинают совершать поступки абсолютно неожиданные не только для окружающих, но и для самих себя. Нарастающий у них в душе психологический дискомфорт долгое время не имеет логического основания: в субъективном плане по отдельности все хорошо, а в целом как-то плохо. Неочевидность причины эмоционального дискомфорта делает невозможной целенаправленную борьбу с ней и в конце концов приводит к неординарным последствиям: алкоголизация, супружеские измены, уход из семьи, смена профессии, самоубийство. Частным признаком жизненного кризиса служит формирующаяся готовность к усвоению религиозной картины мира. Как следует из социологических опросов, среди городских жителей старше 42 лет увеличивается доля тех, кто склонен причислять себя к людям верующим.

Механизмом кризисообразования, по нашему мнению, является потеря динамизма в развитии целостной личности, в ее самореализации. Неопределенность собственного "Я" и его будущего - проблема юности. Она решается испытанием себя в разных делах и ситуациях (отсюда - "Хочу все знать", "Надо все в жизни попробовать"). Каж-дое испытание позволяет молодому человеку решить для себя: это я могу, а на это не способен, это качество у меня есть, а этого - нет. В итоге таких усилий человек постепенно определяется с тем, что он собой представляет. И тем самым попадает в психологическую ловушку, с далеко идущими последствиями. Его "Я" становится весьма локаль-ной территорией, надежно отрезанной от "не Я" (от неопределенности) запретами и самозапретами. Сверхопределенность настоящего как раз и становится со временем ведущей проблемой взрослости. Прекращение изменений в себе и в мире - это и есть окончание жизни.

Частью общей стабилизации взглядов личности становится око-стенение картины окружающего мира. На самом деле, сколько людей, столько существует разных картин мира (в том числе прямо противоположных по своим основополагающим позициям) и представлений о личности друг друга. Но тем не менее для всякого взрослого человека самоочевидно и не нуждается в каких-либо обоснованиях, что его представления о себе и окружающем его мире умеренно точны и объективны, а какие-либо отклонения от них - свидетельство плохого знания жизни, слабости ума или нечестности. В этих обстоятельствах положение человека, переживающего кризис середины жизни, по-настоящему драматично. Все его попытки логически усовершенствовать неудовлетворяющую его жизнь принципиально обречены на неудачу. Диффузное переживание того, что "все не так, как надо", ощущение "потери смысла жизни", потому и возникают, что при данном представлении о своих возможностях в данном субъективном мире потребность полноценной самореализации в принципе не может быть удовлетворена. Поэтому технология отыскания собственного пути обязательно должна заключаться в освобождении сознания от опутавших его иллюзорных "истин".

Технология поиска своего пути

Конкретные формы обретения взрослым человеком "своего" жизненного пути могут быть бесконечно разнообразны. Поэтому в рамках статьи наметим хотя бы основные этапы такого обретения. Представляйся, что в развернутом виде отыскание личного пути слагается из трех последовательных этапов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.

Осознание того, что жизнь зашла в тупик и дальнейшее существование в прежней форме невозможно, требует от человека весьма значительного мужества. Тем более что подсознание, свято выполняя свою защитную функцию, выставляет на обозрение сознанию набор "очевидных" мелких проблем (я такой тревожный человек, не складываются отношения с сотрудниками... дети меня не слушаются...). Переставшему изменяться сознанию гораздо легче бесконечно долго копаться в любом наборе псевдопроблем, чем понять, что так жить дальше нельзя. На пике переживания бессмысленности своего существования у каждого взрослого человека есть выбор из трех возможных решений:

  1. Устрашиться неизбежных потрясений прежнего уклада жизни, "взять себя в руки" и делать вид, что все в порядке. Исступленно заняться чем-либо - работой, рыбалкой, порядком в доме, чтением и т. д. Фактически это кратчайший путь благообразной деградации души, ее омертвения, за которым разрушение тела (повышенное кровяное давление, инфаркт, инсульт, язва, гормональные расстройства) ждать себя особенно долго не заставит.
  2. "Спрятать голову в песок", постараться заглушить ощущение бессмысленности более интенсивными переживаниями. Убогость самой этой цели порождает убогость используемых при этом средств: алкоголь, стремление к риску как таковому, разгульный образ жизни, реже - употребление наркотиков. Самоубийство - самое радикальное из средств этого рода.
  3. Начать разрушать свой прежний мир, словно в скорлупу спрятавший целостную личность от насыщенной жизни. В скорлупе, конечно, плохо - и душно, и затхло, и тесно. Но, с другой стороны, скорлупа предохраняет от неизвестности и связанных с ней опасностей и невзгод. И поэтому всякий, кто захочет от нее освободиться, должен быть готов к тому, что поначалу "на свободе" его будут встречать преимуществен-но только новые трудности и проблемы. Правда, они будут качествен-но иными, чем в его прошлом мире.

Под самоидентификацией мы подразумеваем полное, деятельное и соответственно не искаженное выражение вовне и осознание своего целостного "Я". В ходе занятий по психологической подготовке людей, претендующих на общественное признание, обнаруживается любопытный факт. По программе обучения каждый обучаемый должен выступить перед группой по заранее оговоренной теме. После того как с ана-логичными речами выступят все члены группы, выступление повторя-ется. И так несколько раз подряд. Понятно, что первый выход на публику - это масса переживаний, речевых ошибок и ораторских дефектов. С каждым последующим повтором форма выступления (благодаря специальному групповому обсуждению) становится все более и более!" совершенной. И вот тогда некоторые обучаемые вдруг осознают, что на самом деле не разделяют те мысли, которые они изначально искренно хотели донести до слушателей. Только при полном выражении себя вовне можно в полной мере увидеть, ты ли это.

Каждому, наверно, знакомы горестно-сладостные мысли типа: "Ах, если бы я только мог... (некое субъективно притягательное действие), но ведь... (мотивировка, почему этого не следует делать)". Пока все притягательное реально не попробовано, иллюзии невозможно отделить от истины.
Ускорению самоидентификации может существенно помочь об-щение с профессиональным психологом (консультантом, психотерапевтом). Не "озвученные" суждения о себе и мире могут оставаться сколь угодно долго непоследовательными и нестыкующимися друг с другом - самому человеку этого не заметить. Как и для многих прочих задач, для точного самопонимания необходимо внешнее действие (рассказ), направленное во внешний мир (на консультанта). Задача консультанта при этом состоит в том, чтобы послужить умным зеркалом, в которое клиент сможет увидеть всего себя без привычных ему искажений, ретуши и "белых пятен".

Под термином "реориентация" мы понимаем отыскание (открытие для себя) новой ориентировочной основы в восприятии и оценке обстоятельств и ситуаций мира. Пока человек смотрит вокруг себя "прежними" глазами, он сможет увидеть только то, что видел и раньше: свой прежний мир, прежние проблемы, прежнюю неспособность их как-то разрешить. Человек, пытающийся выбраться из жизненного кризиса, обязательно спрашивает консультанта: "Так что же мне делать?". Но сложность ответа состоит как раз в том, что весь на-бор действий, доступных этому человеку в данный момент, является органичным элементом его прежней жизни и привести он может только к ее временной реанимации. Единственным адекватным действием при кризисе является то, что может быть обозначено как "недеяние", т е. отказ от стереотипных для себя, "очевидных" и "объективно обусловленных" ожиданий, установок и реакций.

Выводы

  1. Самореализация целостной личности представляет собой процесс ее преобразования из субъективно-психологической во внешне-объективную форму бытия. Реализовавшая себя личность - та, у которой все задатки, способности и склонности воплотились в изменениях внешнего мира.
  2. Успешная самореализация расширяет границы индивидуального "Я" в пространстве и времени, субъективно ослабляя "привязанность" личности к периоду ее физического существования
  3. Итогом неуспешной (по разным причинам) или недостаточной самореализации становится постепенно нарастающая, генерализованная дезадаптация личности в ее сложившемся жизненном мире. Кризис середины жизни - наиболее сильное выражение подобной дезадаптации.
  4. Становление образа своего жизненного пути является важнейшим индикатором психологического созревания личности и необходимым условием для преодоления кризиса и отыскания "своего" пути в жизни.
  5. Разработка эффективной технологии поиска "своего" пути в жизни предполагает отказ личности от сложившихся в ее опыте (как сугубо рационалистических, так и диктуемых сильными эмоциями) способов преодоления жизненных трудностей Подсознание способно стать существенной опорой в поиске, поскольку только оно обладает полной информацией о том, что именно может быть "самореализовано" данной личностью.
  6. Для конструктивного использования возможностей подсознания необходим отказ от ложных представлений о неизбежном в человеческом обществе антагонизме сознания и подсознания. Большинство наблюдений, якобы демонстрирующих этот антагонизм, легко могут интерпретироваться и совершенно противоположным образом как результат взаимодействия сознания и подсознания, обеспечивающего целостной личности актуальную самореализацию в ситуативно наиболее приемлемой (доступной) форме.
Назад | Содержание | Вперед