SpyLOG

Формирование научной психологии
в конце XIX и начале XX века

Р.Х. Тугушев,
профессор, зав. каф. психологии СГУ

Психологические явления были в центре внимания людей с глубокой древности. Душевные волнения людей, различия в способностях, особенности проявления бессознательного, а также все мистические и религиозные чувства и переживания по-разному объяснялись в культурах разных народов. Отсутствие научных оснований у различных толкователей вело к эзотерическим уклонам, причем главными идеологами работы с психическими явлениями были служители различных культов, передававшие сакральные знания только особо посвященным. Несмотря на отсутствие научной базы, обширный естественно организованный эксперимент и тщательный анализ наблюдений, давали жрецам Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Тибета достаточно большой объем знаний о критических состояниях человека, позволяющий получать практические результаты эффективного воздействия на психику людей.

развитием философской и научной мысли Древней Греции и Древнего Рима начинают появляться наивно-материалистические концепции, делающие попытки объяснить круг психических явлений через приоритет материального, или идеального. Наряду со спорными и явно неверными воззрениями древних философов в их учениях присутствуют и рациональные зерна. Это учения Гераклита, Платона, Демокрита, Анаксагора и др. Однако вопрос отделения зерен от плевел оказался тесно связан с необходимостью внедрения научных методов доказательства истинности тех или иных утверждений. Невозможность достичь единства и согласия во взглядах напрямую зависела от языка описаний - в основном вербального, оперирующего грамматическими конструкциями шкалы наименований, описательных прилагательных, сравнений и аналогий. Опираясь только на качественные характеристики, оказалось невозможным достоверно опровергать или доказывать что-либо. Несмотря на то, что в ряде продвинутых наук внедрялись количественные и формализованные методы, существенно ускорявшие их прогресс, научный подход в психологии получил свое начало только со второй половины XIX века.

Главная заслуга в этом принадлежит Френсису Гальтону (1822-1911), выдающемуся французскому естествоиспытателю. Именно ему психология обязана тем, что с помощью количественных методов стали изучать индивидуально-психологические различия между людьми. С помощью своего кузена, математика К. Пирсона он разрабатывает статистические методы. Корреляция по Пирсону стала широко распространенной статистической мерой связи между психологическими характеристиками. Ф. Гальтон, опираясь на количественные измерения, проводит первые попытки тестирования с оригинальными методиками. Это направление подхватывают и другие ученые. В отличие от Ф. Гальтона, изучавшего простые сенсомоторные реакции, Джеймс Мак-Кин Кеттелл (1860-1944) исследует объемы внимания, феномены антиципации с помощью тахистоскопа, разрабатывает батареи интеллектуальных тестов.

Cложность проблемы измерений в психологии, разрозненность попыток талантливых ученых, зачастую работавших в условиях дефицита информации, приводила к локальным успехам и неудачам. Так, Фехнер Г.Т. (1801-1887), опираясь на данные Вебера, обосновывает свой знаменитый закон (1860), впоследствии ставший одним из фундаментальных оснований психофизики. Открытие первых в мире психофизиологических лабораторий В. Вундтом (1879) в Германии, В.М. Бехтеревым (1885) в России, А. Бине (1889) во Франции,положили начало экспериментальной психологии. Возможность экспериментальных измерений с применением количественных и качественных мер оценивания различных характеристик психического и явилась той отправной точкой психологии, от которой и можно отсчитывать ее научное развитие. Именно с этого времени изучаются и количественно оцениваются ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. В Центре экспериментальной психологии В. Вундта изучаются процессы сознания как продукты интериоризации, выдвигается гипотеза о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. В это же время разрабатывается теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

В лаборатории А. Бине разрабатываются и апробируются тесты интеллекта для детей самого разного возраста. Эти тесты были шагом вперед по сравнению с тестами Ф. Гальтона и Дж.Мак-Кин Кеттелла и послужили серьезной базой для развития всего направления интеллектуального тестирования. Талантливый педагог, психолог-экспериментатор, Альфред Бине ставил эксперименты по тестированию сначала на собственных детях, затем на специально отобранных группах мальчиков и девочек.

В своих экспериментах А. Бине использовал оценочную формулу В. Штерна (1871-1938), заложившего основы дифференциальной психологии, исходя из принципа конвергенции наследственных факторов и условий социокультурной среды: IQ=MA/CA*100
где: СА - Chronological Age - хронологический возраст,
МА - Mental Age - ментальный возраст.

Дальнейшее развитие этого направления шло под руководством ученых Стэнфордского университета, в частности, Л.М. Термана (1877-1955), одного из разработчиков Стэнфорд-Бине тестов. Начало этих работ пришлось на 1905-1911 гг., в это же время развивались и другие направления научной психологии. В связи с этим нельзя не упомянуть о вкладе российского ученого Г.И. Россолимо (1860-1906). Он автор "метода психологических профилей", дающего целостное представление о личности через количественные оценки 5 групп процессов: внимания, восприимчивости, воли, запоминания и ассоциативных процессов. Автор видел перспективность этого направления (1910), но целый ряд психологов, придерживающихся качественных методов оценивания, выступали против. Отсутствие общей теории психологии и несовершенство самих методик, а также отсутствие необходимого математического аппарата, не позволяло методу Россолимо потеснить качественно-педагогические методы.

Параллельно с упомянутыми направлениями развития психологии в начале ХХ века возникает и целый ряд идей глобального объяснения явлений психики через ограниченное количество оснований. В частности, попытку построения модели сознания на основе учета количественных представлений, намного раньше делали В. Лейбниц(1646-1716),а впоследствии И. Гербарт (1776-1841). Именно последнему принадлежит термин "вытеснения", впоследствии нашедший свое место в психоанализе З. Фрейда, чья теория претендовала, ни мало ни много, на объяснение всего психического через антагонистическое взаимодействие трех инстанций - "ИД", "ЭГО" и "Супер-ЭГО". При этом на первый план выходило нечто целое, относящееся к личности, объясняющее все аспекты ее поведения. Идея борьбы трех начал была перспективна,поскольку объединяет все аспекты взаимодействия бессознательного, сознания и социального окружения личности, однако, не может найти четкую грань и зависимость между конвергентной парадигмой психики и ее дивергентными составляющими. Т.е., можно сказать, что психоанализ оставляет без внимания такие сферы личности, как интеллект, деятельность, волю и психические процессы. Вернее, они подразумеваются в системе психоанализа, но не имеют конкретных механизмов их количественного измерения в связи с качественными аспектами деятельности.

ама идея централизации конкретно ограниченного круга влечений (либидо и танатос), ведущая к пансенсуализму и фатальной предопределенности конфликтов и войн, подверглась справедливой критике не только противниками психоанализа, но и теми, кто мог считаться последователем З. Фрейда.

К примеру, индивидуальная теория личности А. Адлера развивалась вообще через антитезы теории З. Фрейда. На это, безусловно, не может считаться "негативом" психоанализа. Сущность теории в том, что структура самосогласующейся и целостной личности связывается со стилем жизни. Отсюда - главный принцип достижения самосогласования личности - ее формирование в семье. В теории Адлера стиль жизни как социальный аспект - главное, но не умаляется и роль генотипа. Отмечается сильная зависимость проблемы самосогласования от порядка рождения разновозрастных детей в семье.

Недостатки теории психоанализа заставляли так называемых неофрейдистов искать различные обходные пути для реабилитации этого направления. Прежде всего старались отмежеваться от наиболее одиозных принципов типа пансексуализма, врожденной агрессии и т.п. В то время как З. Фрейд акцентировал основное внимание на ранних психических травмах и истероидных неврозах женщин, Э. Эриксон главное внимание уделяет проблеме развития ЭГО. Главный вывод: человек, взаимодействуя со средой, становится более компетентным. Э. Фромм сдвигает границы психоанализа за счет усиления роли социальных, экономических, политических и других внешних факторов, оказывающих сильное влияние на формирование личности. Интерес представляет идея Э. Фромма о синдроме "бегства от свободы". Две противоречивые тенденции: быть свободным от любых ограничений и невозможность быть вне общества, порождают несколько стратегий "бегства". Согласно анализу пяти основных по Фромму потребностей, существует пять типов характера человека. Эта типология не хуже других, но она не исчерпывает многих вариантов, получаемых через опору на другие основания.

Главный признак, по которому определяется принадлежность теории к фрейдизму или неофрейдизму - принцип врожденности сложнейших феноменов психического поведения. У Фрейда - это либидо и агрессия, у Фромма - потребности и типология характеров, у К. Хорни - изначальная врожденность неврозов личности - ребенок с момента рождения ощущает дискомфорт и у него развивается страх и потребность защиты. На их основе функционируют десять основных потребностей личности, определяющие три вида ориентаций:

  1. ориентация на людей: уступчивый тип;
  2. ориентация от людей: обособленный тип;
  3. ориентация против людей: враждебный тип.

Из теорий, испытавших наиболее сильное влияние психоанализа, следует отметить аналитическую теорию К.Г. Юнга. Изучая неосознаваемые влечения человека, вслед за З. Фрейдом К.Юнг пришел к выводу, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Яркий талант К. Юнга, его дружба с З. Фрейдом, работа над проблемой бессознательного, шаги вперед в этом направлении, делали его своеобразным кронпринцем психоанализа, если королем считать З. Фрейда. Однако, К. Юнг отошел от традиционных положений теории своего учителя настолько, что между ними стал неизбежным конфликт раскола.

У К. Юнга аналогом личности выступает душа. Она состоит из трех отдельных взаимодействующих структур: ЭГО, личного бессознательного и коллективного бессознательного - как более глубокого слоя бессознательного, хранящего мощные первичные образы - архетипы. Это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать и переживать события определенным образом. Теория Юнга сложна и богата, в ней еще предстоит разобраться. В свое время она была незаслуженно забыта, остались только термины и еще понятие жизненных установок, определяющих наиболее общие типы личностей - экстраверсию и интроверсию.

Таким образом, направление психоанализа, базирующееся на некоторых качественно определенных постулатах и наблюдениях за пограничными явлениями психики, исчерпав доказательную базу, опирающуюся на вербальные конструкции, не имея количественных и приборных методов анализа, неизбежно пришло к расколу, а впоследствии испытало на себе влияние идеологизации психологии. Нельзя сказать, что оно совсем прекратило существование, но на какое-то время уступило путь другим психологическим направлениям.

В начале ХХ века вплоть до его середины наиболее интенсивно в зарубежной психологии развивались бихевиоризм Дж. Роттера, Б.Р. Скиннера, А. Бандуры, теория личностных черт Г. Олпорта, гуманистическая теория личности А. Маслоу, феноменологическая теория К. Роджерса, теория поля в психологии К. Левина и др.

В российской психологии яркий след оставила теория типологий личности А.Ф. Лазурского. Исходя из принципа активного приспособления личности к окружающей среде и понятий эндо- и экзопсихики, автор выделил четыре ступени развития личности, куда вписываются как рассудочные, так и эмоционально-волевые характеристики человека.

Примерно в эти же годы (1920-1930) в российской психологии разрабатываются проблемы соотношения социального и биологического в личности (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский), вопросы коррекции личности в детском возрасте с идеологической ориентацией на идеальную личность (П.П. Блонский). Несмотря на гуманистическую привлекательность таких попыток, с точки зрения научной психологии это было утопией. В период, когда после гражданской войны, разрухи, в стране были такие социально-экономические условия, что процветало бродяжничество, беспризорность, преступность, голод, говорить о создании идеальной личности было преждевременно.

Гораздо целесообразнее было заняться изучением возможностей коррекции психопатических, олигофренических и других отклонений психики. Этой проблемой занимались с одной стороны психиатры, с другой - психологи. Важный вклад в разработку теории пограничных явлений в психике внес П.Б. Ганнушкин. Его типологии очень точно вписываются в те случаи психического отклонения, которые реально повседневно встречаются. Описание симптоматики девяти групп психопатий оказались своеобразным справочным пособием не только для психиатрии, но и для психологии.

оворя о попытках построения здания научной психологии в начале ХХ века с позиций конвергентных идей, нельзя не упомянуть о гештальт-психологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Каффка). В принципе верная идея о целостности восприятия психического через единицу анализа "гештальт" не выдерживала критики из-за сведения психологических законов к законам физиологии.

Теоретики гештальт-психологии полемизировали с другой концептуальной теорией, объясняющей поведение человека через образование навыков по схеме "стимул - реакция", разрабатываемой бихевиористами.

Гештальт-направление, потерпев неудачу в создании непротиворечивой теории психологии, тем не менее, дало и положительные плоды. В частности, вводится понятие "инсайт" и метод экспериментального исследования мышления - метода "рассуждения вслух". Единицы сознания и психики, рассматриваемые как продукты психологического поля, послужили начальным толчком к созданию топологической теории поля К. Левина. Используя понятия векторного анализа и электростатики, Курт Левин исследовал проблемы групповой динамики и различные стороны поведения личности. Аналогии К. Левина имели слишком "офизиченный" характер, что дало возможность его противникам обвинять теорию в механицизме и отсутствии экспериментальных подтверждений. Фактически К. Левин описывал поведение личности в поле психологических сил, аналогично движению зарядов различной валентности. Эти заряды рассматривались статически, что не позволяло объяснять сложные формы взаимодействия человека и среды.

Параллельно и независимо от зарубежных психологов в этот период активно работали российские ученые, делая серьезные попытки сделать прорыв в разработке научной психологии. При этом основное внимание уделялось не глобальным объяснительным принципам, а отдельным темам психологии. Основатель направления реактологии К.Н. Корнилов (1921) занимается проблемами воли и характера. Критикуя биологизаторские подходы западных ученых, он пытается соединить марксизм и учение о рефлексах, правда, безуспешно.

Пример системного подхода на интуитивном уровне демонстрирует В.А.Вагнер, утверждая, что инстинктивные и разумные формы поведения живых существ восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены. Этот же ученый выдвинул теорию флуктуаций инстинктов и основал начала сравнительной психологии.

Н.Ф. Добрынин полагал, что принцип значимости есть фундаментальное основание функционирования человеческой психики; при этом познавательные процессы связаны с мотивационным поведением личности. Исследуя психологическую природу внимания, его физиологические основы, так же как В.А.Вагнер, он приходит к пониманию феномена флуктуаций внимания.

П.П. Блонский, занимаясь наукой о поведении живых существ, выделяет направления возрастной психологии, изучает генетические проблемы памяти и развитие мышления школьников. В этот период (1935) возрастная психология получила название педологии. Наряду с серьезными исследованиями, которыми занимался П.П. Блонский. к педологии примкнули всякие проходимцы, дискредитировавшие науку. Яркую иллюстрацию того, какими тестами оперировали лжеученые, дает В. Шефнер (см. В. Шефнер. Запоздалый стрелок. Л., 1968, С.36-45).

Вот пример тестовых вопросов для детей, которые практиковал "профессор" Я. Пузанец:

  1. Помножь в уме 78911277 на 84567659998765554 и раздели на 0,16766497,
  2. Куда впадает река Сурхоб?
  3. Сколько лет было Наполеону, когда он умер: 0, 5, 12, 17, 22, 27, 46, 50, 52, 78, 101, 196, 411 ?
    и так далее.

А вот диагноз: "Инкубационная форма маниакального кретинизма, осложненная ранним эгоцентризмом и солипсизмом и сползанием к абсолютистскому роялизму".

Эти примеры приведены здесь для того, чтобы показать, что постановления "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" возникло не на пустом месте. К сожалению, ортодоксальные идеологи не смогли, или не захотели разобраться в истинном и ложном на путях становления детской психологии и одним махом "перекрыли кислород" всей психологии.

Дальнейшее ее развитие в России советского периода оказалось возможно только в рамках той идеологии, которая была одобрена в марксисткой философии. Несмотря на это, настоящие ученые сделали немало в период с 1936 по 1953 гг. А.Р. Лурия основал и развил нейропсихологию и разработал систему методов нейропсихологической диагностики. Ему принадлежит и постановка проблемы мозговой локализации высших психических процессов, на основе которой решаются серьезные вопросы их восстановления при различных афазиях.

Работы С.Л. Рубинштейна открыли новый этап в развитии российской научной психологии. В его теоретико-методологической концепции личность рассматривается в контексте общественных отношений. В центре внимания самосознание, направленность личности и особенности ее жизненного пути. Появляется новая формула: внешнее проявляется через внутреннее.

По ряду положений с С.Л. Рубинштейном не согласен А.Н. Леонтьев, основатель деятельностного подхода в психологии. Взяв за основу высказывание К.Маркса о взаимодействии личности и общества, он выдвинул основной тезис: личность образуется и развивается через интериоризацию того, что выработало общество и затем экстериоризует продукты своей психической деятельности в социум.

Главная задача видится в выявлении "образующих" личности, но эта личность несколько абстрактная, т.к. рассматривается только ее социальный аспект. Поскольку речь идет только о психической деятельности, которая невозможна без сознания, а самосознание так же, как и сознательная личность, образуется только через деятельность, возникает парадокс типа: "Что первично - курица или яйцо?". Отсюда целый ряд противоречий, которые вели ученого к отрицанию некоторых направлений психологии, в частности, тестовой психодиагностики. Заметим, кстати, что деятельностный подход, если не ограничиваться только чисто психической деятельностью, не противоречит основным принципам психодиагностики, в том числе и тестовой. Фактически, при тестировании мы имеем дело с анализом результатов деятельности, которые инициируются тестовыми заданиями. По исходным характеристикам теста и алгоритмов, заданных в нем, по результату как отклику личности на стимул, делается вывод о содержании внутренних механизмов психики, позволяющих осуществить эту деятельность.
В период идеологизации психологии основные теоретические положения развивались в русле философских учений. Психодиагностический аспект психологии в основном опирался на методы наблюдения, беседы, интервью, лабораторные эксперименты. Хотя тестовые методики, созданные за рубежом, не приветствовались, их приход в отечественную психологию оказался просто отсрочен до периода деидеологизации психологии.

В первой половине ХХ века усилиями разных ученых были разработаны оригинальные психологические подходы и методики. Тесты интеллекта развивались в Стенфордском университете под руководством Л.М. Термена. Эти тесты, получившие название Стенфорд-Бине-Тесты (SBT), широко использовались в профотборе и психодиагностике призывников в армию США. Хотя они не измеряли фактический уровень интеллекта, но могли показывать наличие различных отклонений в сфере интеллектуальных возможностей. Отсюда живучесть этих тестов, несмотря на критику.

Одновременно с этим в 20-е годы была разработана проективная методика Роршаха, или метод чернильных пятен. Он оказался производным от концепции психоанализа и требовал серьезных психологических знаний для правильной интерпретации. В этот же период интенсивно развиваются различные психометрические методы усилиями. Ч. Спирмена, Терстоуна, Кеттелла и других ученых, способствовавшие внедрению количественных методов в психологические оценки. Появляется методика ТАТ, разработанная Г. Мюрреем, одновременно с Миннесотским многофакторным инвентарием ММРI. Последняя методика вобрала в себя самые разные концептуальные подходы различных авторов и стала универсальной экспериментально организованной системой, не опирающейся ни на какую методологию. Это сказалось таким образом, что впоследствии стали высвечиваться проблемы отклонения результатов от достаточной валидности. Тем не менее, в своей наиболее экспериментально апробированной части методика дает надежные результаты. Это относится к основным, или клиническим шкалам.

Развитие факторного анализа, также приходящееся на период 30-40-х годов, дало положительные результаты не только в чисто математическом измерении, но и в психологическом. Появились факторные методики Р. Кеттелла. Х. Гоуха, Леонгарда и др., 16 РF, СРI, Циммермана. Несколько позже разрабатывается сложная методика Сонди, также опирающаяся на концепцию психоанализа. Здесь сочетаются и понятия векторного анализа, и концепция врожденности влечений и возможность просчета пути судьбы человека.

Несмотря на такие проспекты, следует отметить, что методика очень сложна, дает неоднозначные результаты, а ее основания, берущие начало от врожденных влечений, имевших место у предков конкретной личности - спорны.

Нельзя не отметить и появление конституциональных теорий темперамента и личностных особенностей человека. В России это работы В.В. Бунака, в Германии - Э. Кречмера и его учеников и впоследствии В. Шелдона.

Несмотря на известные противоречия в трактовке результатов приложения теории к психодиагностике личности, конституциональные теории заслуживают особого внимания. Дело в том, что в вопросе о типах темперамента по-своему оказались правы и И.П. Павлов, и сторонники гуморальных теорий, поскольку нервная система структурно вписана в конкретный тип тела, в котором осуществляется конкретный гормонально-катехоламинный обмен, зависимость некоторых особенностей темперамента от типа телосложения не так уж и невозможна.

Этот период развития научной психологии, рассмотренный нами кратко, охватил примерно 100 лет (1850-1950 гг.). Основные особенности ее развития: грандиозные попытки построить глобальную теорию психологии у З. Фрейда и его последователей и развитие тестологического, факторного и прикладных направлений психодиагностики.

Одновременно это период идеологизации отечественной психологии, ее отход от традиционных западных методик и построение собственных оригинальных концепций в учениях С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, позволивших вырастить целую плеяду отечественных ученых, продвинувших дальше развитие научной психологии.

Литература:

  1. Бехтерев В.М. Психология, рефлексология и марксизм. Л., 1925.
  2. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.
  3. Бунак В.В. Несколько данных по вопросу о типичных конституциях человека // Рус.антропол.журн. 1924, Т.13. Вып. 1/2. С.76.
  4. Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, С.122.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  6. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.
  7. Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С.84.
  8. Небылицын В.Д. Современное состояние факторного анализа / Вопросы психологии. 1960. № 4. С.45.
  9. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.
  10. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  11. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.1. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности. М., 1990.
  12. Тугушев Р.Х. Системная персонология: качественный и количественный анализ. Саратов, 1998.
  13. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб.; М., Харьков; Минск, 1997.
  14. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1995.
  15. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1975.
  16. Allport G.W. Personality, a psychological interpretation.,N.Y., 1949.
  17. Cattell R.B. The scientific analysis of Personality. Baltimore, 1965.
  18. Gough H.G. The California Psychological Inventory. Adminictrators guide. N.Y., 1987.
  19. Guilford J.P. Rersonality.N.Y.,1959.
  20. Sheldon W.H. Social Traits and morpholigical types // J.Personnel Res., N.Y., 1927, vol. 6. P. 47-55.
  21. Skinner B.F. Science and human behavior. N.Y., 1953.
  22. Thurstone L.L. Miltiple-Factor Analysis. Chicago. 1947.