SpyLOG

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Введение.

      Все, что описано ниже, теперь история. Я описываю мир хипповской и постхипповской тусовки - это была часть социальной структуры советского общества, как не стремилась она от общества одгородиться. Где теперь Советский Союз? В данном случае рассмотрены Москва и Санкт-Петербург (однако в тексте Санкт-Петербург будет заменен на Ленинград - ведь так он назывался в те времена). Да и сами тусовки сейчас совсем не те; в прессе поговаривали об исчезновении хиппи, но уменьшение их числа в 1990-1991 гг. было временным - снова появляются волосатые и в заплатках наши герои. И все таки тот мир, который описан ниже, уже стал историей.

      Итак, теперь, когда данная тема несколько "остыла", хиповская Система может быть воспринята просто как одно из сообществ, как пример сообщества, на материале которого исследовалась главная для нас проблема: символ, его прагматика, его конкретная жизнь в конкретном сообществе. Цель исследования - проследить на конкретном материале связи символа (его интерпретаций, реакций на него) со структурой сообщества. И наоборот: зависимость структуры отношений в сообществе от значений, заложенных в его символике.

      Исследование проходит в зоне соприкосновения двух реальностей: знаковой и социальной. Там идеальная реальность знака переходит в материальную жизнь, воплощаясь в действия. Главное, на чем сосредоточено внимание,- действие, реакция на символ.

      Изучаемая Система - это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой - это, скорее, социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Но все-таки существует ярко выраженное деление на "своих" и "чужих", общие символы и их стандартные интерпретации, свои традиции в поведении и внешнем облике, даже фольклор. То есть это сообщество; с самоназванием и самосознанием. Но стандартные методы описания здесь явно не годятся - я надеюсь, его внутреннее устройство выявится по ходу изложения.

1. Экстернальная культура.

      Необходимо дать характеристику Системы, хотя бы самую общую, чтобы можно было представить, о чем идет речь. Но сделать это оказывается не просто. Привычных черт сообщества здесь, кажется, нет. Сама Система категорически отвергает попытки свести её к какой-либо социальной схеме. Типичный пример её самоопределения - отрывок из статьи А.Мадисона - очень старого (олдового) хиппи из Таллина: "Движение - а его несравненно правильней было бы назвать сдвигом - не выставило ни громоздких лидеров, облаченных в пуленепробиваемую харизму, не породило организаций, объявивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности друг другу за право курировать нетленные мощи ортодоксии, наконец, не подвело под эту несуществующую ортодоксию никакой специальной хипповской филосифии, идеологии или религии. Вместо идеологии с самого начала были заземлены идеалы, формулируюшиеся достаточно просто - мир и любовь". Действительно, Систему нельзя определить ни как организацию или партию, ни как общину или политическое (идейное, религиозное) движение. А как её определить ?

      1.1 Вне общества. Существует способ определения сообщества через его место в социальной структуре. Что касается Системы, её типичный представитель находится в промежутке между позициями социальной структуры. Скажем один олдовый хипи из Пскова так говорит о себе: "Насчет работы: я работал на многих предприятиях, но понимал, что это не моё. Вот сейчас я работаю на заводе. Слесарь, хороший. Но это не моё... Есть одна работа, на которую я хочу попасть, -она моя: это археология. Там я мог бы работать даже бесплатно".(ЛенТВ, передача "Взгляд", 25 февраля 1987г.). Характерно, что он, с одной стороны, рабочий на заводе(это место, которое отвело ему общество) - но сам себя с этим статусом не идентифицирует: "это не моё"; с другой стороны, он считает "своим" делом археологию - но такое самоопределение не санкционировано обществом. Соответственно этот пипл оказывается в неопределённом положении и в отношении норм: ведь нормы связаны со статусом. В общем типичный пример лиминальной личности, "подвешенной" между позиций. В Системе к кому не подойди - такой же промежуточный: считает себя художником, среди друзей известен как художник - а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства) - здесь таких большинство. статус в собственных глазах не совпадает со статусом в глазах общества; принимаемые нормы и ценности - иные, чем предписаны обществом.

      Система, объединяющая таких людей, оказывается в результате сообществом, находящимися в промежутках социальной структуры - вне её. Если представить общество как иерархию взаимосвязанных позиций (статусов), то Система окажется между позиций, то есть вне общества.

1 | 2 | 3