SpyLOG

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КРИМИНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Криминальная среда, уголовный мир, преступная группировка, воры, бандиты - эта сфера особых отношений, которая представляет собой сложную, многослойную пирамиду кастовых ограничений и конкретно трактуемых символов. Это особый язык, жесты, взгляды, понятия, стиль жизни. Сфера, о которой много говорят и пишут в последнее время, но которая, судя по результатам, остается малоисследованной и, главное, малодоступной для воспитательных воздействий.

Мы рассматриваем сферу криминальных отношений как социально- психологическое явление, весьма активное и опасное, в зависимость от которого легко и быстро попадают неосмотрительные подростки. Освобождение от такой зависимости - сложная проблема, как для молодого человека, так и для тех, кто занимается его воспитанием.

Вопрос о том, как криминальный онтогенез повторяет криминальный филогенез (индивидуальное развитие повторяет общевидовое) это вопрос о том, с чем подросток возвращается в социум после прохождения в ИТУ "начальной школы" криминальных "университетов". Почему криминальная среда так гипнотична, так крепко удерживает тех, кто в нее попал? Что является носителем этой среды в неокрепшей душе подростка? А если удалось выбраться, что там, в душе остается - шрам, рана или вирус, раковая клетка, готовая к быстрому размножению?..

Исследование значительного числа подростков и юношей, прямо и косвенно совершавших правонарушения, подростков, отбывающих наказания за преступные действия в системе ИТУ, позволили нам понять некоторые психологические особенности трансформаций, происходящих с личностью такого подростка. Понимание этого необходимо для повышения эффективности воспитательной работы и психологической помощи ребятам, стремящимся освободиться от криминальной перспективы в своей жизни, а также, это позволяет сэкономить профессиональный ресурс педагогов, психологов, социальных работников.

Старший подростковый возраст- период активной социализации. Однако, несмотря на изобилие школьных программ и образовательных мероприятий, социализация (собственное самостоятельное участие в общественных отношениях) невозможна только как сумма знаний, которую стремятся передать ученикам социальные педагоги. Отсюда возникает несколько парадоксальных следствий:

  1. Криминальная среда сама по себе, к сожалению, является благоприятной средой социализации молодого человека, среда, где действительно нужно думать, прежде чем говорить, где за словами стоит реальная ответственность, спрос, наказание или поддержка, т.е., то, что является основой ответственного поведения.
  2. Оказавшись в ИТУ, подросток оказывается изолированным от других видов участия в общественной жизни.
  3. Возвращение в социум после отбывания наказания ставит его перед проблемами, в решении которых он практически некомпетентен, и тогда молодой человек вынужден использовать в их решении лишь то, что актуально имеет в своем жизненном опыте.

В связи с этим, мы полагаем, что для того, чтобы подросток имел шансы на освобождение от криминальной среды, необходимо научить его отстраиваться, освобождаться, выходить из нее в процессе присоединения к правовым, экономическим, производственным, родственным и межличностным отношениям в нормальной среде общественной жизни.

Социально - психологические признаки
системы криминальных отношений

"Попал в стаю хищников, будь хищником,
чтобы не стать ее жертвой".

Систему криминальных отношений очень сложно описать однозначными признаками. Ее противоречивость, по-видимому, является одним из условий ее живучести. Отношения в ней одновременно характеризуют жесткость и "скользкость", иерархичность и кастовость. Метафоричность языка и поведения с одной стороны, при напряженном однозначном контроле обстановки и всего происходящего - с другой. Расчетной единицей и одновременно санкцией является индивидуально-ориентированное моральное или физическое страдание. Сохранение системы значительно важнее, чем жизнь любого из ее членов. Этические категории - умен, честен, справедлив, неподкупен - характеризуют высших иерархов системы. В систему встроена технология оказания моральной (психологической) поддержки отдельным членам. Общий язык, непонятный другим, объединяет. Существует понятная подростку преступная карьера, тогда как социальная карьера требует огромных затрат, напряжения и компетентного поведения в неопределенных и непонятных ему обстоятельствах.

Необходимость знания криминальной системы в условиях пребывания в ИТУ преобразуется в потребность жизни. "Отличники" системы, получают возможность, то, что называется, "брать легкий хлеб".

Криминальная активность освободившегося подростка быстро поддерживается заинтересованными взрослыми (из криминальной сферы), тогда как в социальной карьере найти наставника, готового действительно помогать молодому человеку после освобождения из ИТУ, невероятно сложно. А криминальный покровитель туманно обещает "чтобы с тобой не случилось - ты не будешь сбит с ног".

Глубинная психологическая потребность подростка в "отце" (архетипическом, идеальном отце), сильном, справедливом, строгом и непобедимом, наиболее ярко проявляется в период личностного становления.. Подражая ему, подросток освобождается от чувства страха, получает внутреннюю силу для сохранения своего лица в ситуациях жизненного неуспеха.

Атмосфера, в которой оказывается подросток после освобождения, если он пытается вписаться в социальную среду, в эмоциональном отношении очень тяжелая, поскольку он оказывается в зоне "двухстороннего презрения". С одной стороны, старая система презирает отщепенца, с другой - социум презирает опасного "неумеху". Освободиться от старого опыта, окончательно, как правило, так и не удается, однако, как показывают наши исследования, такая возможность есть.

Но для этого необходимо два условия:

  1. осознанное решение, личностный выбор;
  2. социально-психологическая подготовка к эффективному участию в социальной реальности.

Модель социально-психологической подготовки предлагается в этой книге.

Назад | Содержание | Вперед