SpyLOG
СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение

Социальное развитие подростка влечет за собой развитие правового сознания как совокупности представлений о его правах и обязанностях в различных сферах его жизни. Очевидно, что эталоном формирования правового сознания служат другие люди. Однако поскольку значение семьи в период взросления уступает значению межличностных контактов со сверстниками, усвоение прав и обязанностей подростком происходит через призму юношеских ценностей, опасений и представлений о нормах. Таким образом, формирование и коррекция представлений о правах и обязанностях (в том числе и уголовных) возможно и необходимо в среде межличностных контактов.

Правовой аспект межличностных отношений является одним из основных аспектов у подростков-заключенных в момент выхода из колонии.

Особого внимания заслуживает проблема отношения подростка с жертвой собственного преступления, с ее родственниками. Очевидным является то, что возможно возникновение проблемных ситуаций типа мщения со стороны родственников или самой жертвы, а также барьер в общении с теми, кто являлся свидетелями по его делу.

Правовой аспект межличностных отношений подразумевает знание подростком прав и обязанностей себя и свои друзей, а также умение их применять и использовать с пользой для собственного развития. Кроме того, подросток может быть уверен в том, что он может быть защищен от своих бывших друзей, так или иначе повлиявших на то, что он оказался в заключении. С другой стороны, вернувшись из мест заключения, подросток негласно обладает властью, поскольку считается авторитетным среди членов своей компании, что нередко становится причиной новых нарушений.

Как было показано, возможна месть и самосуд со стороны жертвы, и в этом случае подросток вынужден будет либо идти на новое преступление, либо погибать, становясь жертвой собственной неосведомленности и неграмотности.

Подросток, выходя из колонии, может быть одержим местью, либо чрезмерной агрессией на других людей за обиду, которую он несет в себе, за те годы, что он находился в колонии. Эти эмоции он может вымещать на окружающих людей.

Подросток зачастую разрешает себе вести себя на основании тех прав, автором которых он сам и является, либо та среда в которой он оказался.

Но здесь важно разграничение авторства. Подростку нужно дать понять, что есть права, которые дает государство, за все остальные - нужно нести ответственность.

Задача психолога состоит в ознакомлении подростка-заключенного с правами человека, данные государством и в понимании подростками взаимосвязи своих прав и ответственности, которую они несут сами за свои поступки.

Цель - формирование правового сознания

Методическое обеспечение ведущего - Уголовный Кодекс, Конституция, Декларация Прав человека.

План:

  1. Вводная дискуссия по проблемам права:
  1. Основная часть занятия, которая проводится с помощью обсуждения какого - либо известного сюжета (например, сказки о Царе Салтане, Коньке - Горбунке или Мертвой Царевне и Семи Богатырях) с точки зрения анализа противоправных и законных действий. Кроме того, возможно обсуждение реальных ситуаций, когда межличностные отношения становились предметом противоправных действий.
  2. Заключительная часть, целью которой является закрепление приобретенных знаний.

Ход занятия:

Группа делится на 2 -3 подгруппы. Ведущий предлагает участникам вспомнить какие - либо старые сказки, в которых существуют противоправные действия. Примером может быть отравление Мертвой Царевны в одноименной сказке А.С. Пушкина. Необходимо вспомнить не мене 10 -15 таких сюжетов, описав и доказав их противоправность. Если есть возможность, можно дать участникам статьи УК и Конституции РФ, чтобы примеры противоправных действий были закреплены законодательно, т.е. с указом статей соответствующих актов. Итогом игры должно стать вынесение вердикта каждому из выбранных группами подсудимых.

Возможен вариант такой игры, когда проводится "суд" на каким - либо известным персонажем сказки или исторической личностью. Группа делится соответственно на "обвинителей" и "адвокатов", участвующих в судьбе подсудимого.

Итогом занятия должно стать обсуждение возможных проблем с законом в процессе межличностного общения, а также путей выхода из таких проблем.

Другим вариантом проведения занятия может стать игра "Мафия", которая поможет участникам научиться не только анализу ситуаций личностного взаимодействия, но и способам решения конфликтов без противоправных действий.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение

Подростковый возраст известен в литературе как период поиска способов самовыражения. Одним из способов самовыражения для старших подростков иногда становится работа, сотрудничество, причем как со взрослыми, так и со сверстниками. Появление денег в качестве предмета взаимодействия подростков определяет уровни и формы их общения, занимая очень часто центральную роль.

В подростковом возрасте важно быть успешным, и атрибутом успешности является "много денег", экономическая независимость, в том числе и от родителей. В связи с актуальной экономической ситуацией обостряется разделение "богатые" - "бедные", что оказывает влияние на общение подростков: между ними появляются отношения, описываемые в терминах "кредит", "долг", "оплата", "проценты" и т.д. В связи с этим нарастает напряженность в межличностных отношениях, обусловленная развитием зависти, недоверия, неуверенности в себе, низкой самооценкой.

Экономический аспект межличностных отношений в опыте подростка-заключенного представлен качественно сходным содержанием. Подросток - правонарушитель "зарабатывает" за счет своего статуса, пользуется многими привилегиями, может иметь почти все, что у него есть на "свободе" (книги, любимые аудиокассеты, бытовая техника и т.д.). Очевидно, что в таком случае отношения строятся на строгом расчете, недоверии другим и на не уверенности в себя и не доверии себе, также появляется зависть, обида, агрессия, неадекватность самооценки. Такая ситуация начинает обостряться в тех случаях, когда необходимо согласование средств и мотивов межличностного общения ради достижения общей цели.

Задача психолога - развить способность у заключенного подростка кооперироваться с другими людьми ради общей цели на основе договора, а также к активной собственной позиции подростка в общении с другими людьми.

Цель:

Осознание себя субъектом экономического аспекта во взаимодействии с другими людьми.

Задачи:

  1. способность к организации ситуации и извлечения из нее опыта
  2. ознакомить подростков с экономическими особенностями взаимодействия людей

Основные понятия:

План занятия:

  1. Введение. Дискуссия по проблеме:
  1. Основная часть может проводится в виде групповой игры "Валюта", "Кораблекрушение" или ролевых игр.
  2. Заключение. На заключительном этапе задача психолога - обратить внимание подростка - заключенного на возможный новый опыт в отношениях с другими людьми, на возможность кооперироваться с другими людьми, ради достижения общей цели, развить способность договариваться с другими, способность к организации совместной деятельности и извлечение из этого опыта, а также способность активно действовать и нести за это ответственность самому.

Материал: ручки, блокноты, бланки игры "Кораблекрушение"

Ход занятия:

  1. Занятие проводится с помощью игры "Валюта". Участникам предлагается в подгруппах разработать новую денежную единицу, с помощью которой оценивались бы межличностные отношения и все, что может быть с ними связано. Важно выработать эталон оценки отношений, обосновать необходимость введения такой валюты. Затем - разделить эту валюту между собой, ориентируясь на существование каких - то (это определяется группой) качеств, которые важны в межличностном общении. По окончании игры возможна работа с теми, кто получил меньше всех (больше всех) валюты, с реальными отношениями, возникающими в процессе игры.
  2. Игра "Кораблекрушение" показывает зависимость эффективности межличностного общения в экстремальной ситуации от способности принимать групповое решение, кооперироваться ради достижения общей цели.

Игра проводится в несколько этапов:

А) Группе дается следующая инструкция: "Вы - пилоты космического корабля, исследующего неизвестную планету. Однако ваш корабль потерпел крушение. Вы знаете, что в 500 км от того места, где вы приземлились, есть ваша станция и вам нужно до нее дойти. На вашем корабле осталось 14 вещей, которые, возможно, пригодятся вам, чтобы выжить. Какие - то вещи вы можете взять с собой. Сейчас каждому из вас нужно поставить порядковый номер для этих снаряжений, ориентируясь на их значимость и незаменимость для вас".

Б) Затем - каждый участник получает экспериментальный бланк со списком этих вещей и ранжирует их в столбике ИР (индивидуальное решение) в течение 10 минут.

Список снаряжений

ИР

ГР

ОР

ИР-ОР

ГР-ОР

1

Коробок спичек

   

14

   

2

Карта лунной поверхности

   

3

   

3

Пищевой концентрат

   

4

   

4

Моток нейлонового шнура

   

6

   

5

Шелковый купол парашюта

   

8

   

6

2 баллона  кислородом

   

1

   

7

Магнитный компас

   

13

   

8

Комплект сигнальных ракет

   

10

   

9

25 литров воды

   

2

   

10

Обогреватель на солнечных батареях

   

12

   

11

Радиостанция 200 км действия

   

5

   

12

Аптечка первой помощи

   

7

   

13

Самонадувающаяся спасательная шлюпка

   

9

   

14

Коробка сухого молока

   

11

   
 

Результаты

         

В) После этого игра переходит на этап групповой дискуссии. Вся группа, совещаясь, принимает общее решение и ранжирует их в новом порядке в графе ГР (групповое решение).

Г) Когда у каждого участника заполнено оба столбца, ведущий предлагает список правильных решений, которые записываются в столбик ОР (основное решение).

Д) В столбике ИР - ОР (индивидуально решение - основное решение), оценивающем индивидуальную эффективность, ставится разность решений по каждому пункту (она высчитывается из разности соответствующих значений). Подсчитывается общее количество расхождений и записывается в строке результатов.

Е) В столбике ГР - ОР (групповое решение - основное решение), оценивающем групповую эффективность, ставится разность решений по каждому пункту (она высчитывается аналогично). Подсчитывается общее количество значений и записывается в строке результатов.

Ж) Следующим этапом становится сравнение эффективности группового и индивидуального решения, обсуждаются результаты взаимодействия. Это возможно с помощью вопросов:

Примечание: столбик ОР заполняется участниками на этапе (Г).

  1. Ролевые игры могут проводиться на тему ситуаций межличностных отношений, предметом которых являются экономические отношения. Например, один участник (№1) просит у другого (№2) в долг крупную сумму денег. Однако участник №2 знает участника №1 как необязательного человека, который редко возвращает свои долги. Задача участника №1 - получить деньги и остаться в хороших отношениях, задача участника №2 - получить словесную гарантию о возврате денег участником №1, остаться с ним в хороших отношениях.

Задача группы в этом случае - отследить стратегии эффективного убеждения собеседника, место экономических отношений в межличностных отношениях.

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение

Одним из аспектов межличностных отношений является этический аспект. Он представлен в опыте подростка образом жизни, системой ценностей, ориентирами, нормами поведения, а также феноменами уважения себя и других людей, честности, совести и доверия.

В подростковом возрасте система ценностей формируется под воздействием референтной группы. В процессе взаимодействия с группой значимых для него людей, происходит переоценка "сфотографированных" когда - то ценностей. "Новыми" ценностями подростки затем руководствуются, принимая жизненно важные решения о допустимой для себя степени риска, связанного с различными моделями поведения, включая и такие, как употребление наркотиков или противоправное поведение. Итак, сформированная система ценностей влияет на отношения подростка со сверстниками и со взрослыми людьми, на его самоотношение.

Подросток -заключенный оказывается в ситуации, где его отношения с другими обусловлены его статусом. Статусное положение подростка ценится больше, чем он сам, больше, чем его личность, индивидуальность, оно решает многое в процессе взаимодействия с другими людьми, причем не только с такими же заключенными, как и он сам, но и с работниками колонии. В межличностных отношениях заключенных искажены понятия справедливости и честности, а достижение личной цели может осуществляться за счет унижения других людей. Все это может поощряться и поддерживаться окружающими. Восприятие подростка как "телесного наполнения" статуса обесценивает подростка как такового, вследствие чего общение происходит на манипулятивном уровне, главенствующим становится принцип "Ты - мне, я - тебе".

Очевидно, что такие явления в личности подростка обусловлены ограниченностью контактов подростка - заключенного. В связи с этим возникает вопрос о расширении опыта отношений у подростка-заключенного.

Задача психолога состоит в создании ситуации общения с целью выявления системы ценностей и ориентиров в поведении подростка-заключенного.

Цель: коррекция системы ценностей подростка - заключенного путем создания ситуации межличностного общения

Основные понятия:

План занятия:

  1. Введение, которое проводится в форме дискуссии по вопросам:
  1. Основная часть занятия, которая проводится в форме игры типа "Остров", "Титаник", "Вакцина от СПИДа", "Воздушный шар".
  2. Заключительная часть, где участники делятся своими впечатлениями по поводу занятия, высказывают пожелания или благодарности друг другу за помощь в процессе игры. Желательно, чтобы ведущий зафиксировал ценность проведенного занятия, указал на значимость общения друг с другом.

Ход занятия.

Занятие проводится в форме игр "Остров", "Титаник", "Вакцина от СПИДа", "Воздушный шар" и т.д. Примерные инструкции к играм:

"Остров": "Вы плыли на корабле, который потерпел кораблекрушение. Сейчас вы - на острове, и самое ужасное - вы начинаете понимать , что остров необитаем. Чтобы как - то выжить в течение месяца, пока придет спасательный корабль, вам нужно чем - то питаться. И вероятнее всего, вам придется съесть своего же товарища. Подумайте, посовещайтесь, кого можно было бы съесть?";

"Воздушный шар": "Вы летите на воздушном шаре и вдруг начинаете понимать, что шар медленно начинает падать вниз, в океан. И чтобы он вновь поднялся, нужно скинуть лишний груз с шара. Поскольку все мешки с песком и провизия закончились, придется скинуть кого - то из вас. Решите, кого вы скинете с шара";

"Вакцина от СПИДа": "Эпидемия СПИДа в нашей стране распространяет силы. Кроме того, эта болезнь уже передается и по воздуху, как грипп или простуда. На вашу группу дали вакцину, однако не хватает ровно на одного человека. Посовещайтесь и решите, кому все - таки придется умереть от этой страшной болезни, так как без этой вакцины не выживет никто";

"Титаник" ("Вы - пассажиры "Титаника". Вы тонете. Есть одна маленькая лодка, места в которой для всех не хватит. Подумайте, кого в первую очередь вы посадите в шлюпку, а кто погрузится в океан вместе с кораблем. И еще. В одной из кают случайно обнаружился пистолет. Если хотите - можете его взять. Подумайте, принесет ли он вам пользу?") и т.д.

Суть этих игр такова: один или два человека становятся "лишними" в кругу. Группе представляется возможность решить, кто станет этим лишним, выбрав "свой" критерий отбора "лишних" людей.

По окончании самой игры работа ведется с чувствами и отношениями, которые проявились в процессе обсуждения. Такими реакциями могут быть "бойкот", истерика, уход и т.д. Желательно, чтобы ведущий сделал акцент на позитивные высказывания участников, которые впоследствии помогли бы им эффективно общаться.

Как вариант, возможно ведение группы только с помощью обсуждения следующих вопросов или написания сочинения по одной из тем:

ПРИМЕР. УПРАЖНЕНИЕ "Остров"

Упражнение проводилось в группе, состоящей из 9 человек. Участники группы были в возрасте 17 лет

- Представьте себе, что вы, все вместе, плыли на корабле; он потерпел кораблекрушение, но вы чудом спаслись и оказались на необитаемом острове. На этом острове нет ничего живого: скалы и песок; вода, омывающая остров очень соленая. Пока вас 9 человек. Вы просидели на этом острове уже какое-то время, мимо не проплывало ни одного корабля. Вы знаете, что корабль должен прийти через месяц, чтобы выжить, вам нужно чем-то питаться. И придется вам найти жертву среди вас; того, кого вы съедите. Сейчас вам нужно найти эту жертву

- А мы будем питаться растениями

- На острове нет ничего живого

- Тогда поймаем что-нибудь в море

- Попробуйте не выходить из условий

- Но такого вообще не может быть

- Представьте и обратите внимание на то, как вы сейчас ведете себя, ведь так вы ведете себя всегда когда сложившаяся ситуация для вас неопределенная и стрессовая

Затем идет обсуждение в группе, ведущий должен только периодически возвращать внимание группы к поставленной перед ними задаче

- Давайте, пусть каждый из нас предложит кандидатуру, а затем подсчитаем голоса, и за кого будет большинство, тот и окажется жертвой

- Вся группа согласна с таким условием, ведь сейчас выбрать могут каждого из вас

- Нет, может быть, кто-то сам захочет стать жертвой?

- Может быть, мы подождем, пока кто-то умрет на острове, и мы его съедим

- А может, кто уснет первый, того и убьем

- Вы говорите о каких-то ужасах, разве так можно, так нельзя; ведь мы же все люди и имеем право на жизнь

- Давайте тогда договоримся, что мы никого есть не будем, а постепенно все умрем

- А я знаю, что когда люди голодные, они способны на что угодно

Ведущий в этот момент кладет нож на пол в центр круга

- Один из участников берет его в руки

В группе возрастает напряжение

- Зачем тебе нож? Зачем ты его взял?

- А почему бы и нет

- Ну что, вы согласны сейчас договариваться? В каких условиях люди еще могут договариваться, а в каких - уже нет?

- Обратите внимание на то, что вы сейчас чувствуете?

- Перед вами стоит задача, решайте ее

- Почему сейчас некоторым все равно, а кто-то пытается взять все в свои руки, даже нож, чтобы они не оказались этой жертвой

Игра считается завершенной, если группа не ищет другие варианты решения поставленной задачи, все варианты иссякнут, либо если жертва найдена и она согласна с этой ролью.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение

В подростковый период возрастает значение групп сверстников. По мере того, как зависимость детей от семьи ослабевает, усиливается их зависимость от круга друзей, которые обеспечивают им эмоциональную поддержку и служат "полигоном" испытания новых качеств. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими и социальными переменами в своей жизни. Естественно, они обращаются за помощью к тем, кто испытывает то же самое, то есть к сверстникам.

Эмоциональный аспект межличностных отношений состоит из комплекса переживаний, сопровождающих построение контактов. Очевидно, что подросток, освободившийся из мест лишения свободы, строит свои отношения на уровне "никому не доверяю". Именно в работе с этой установкой и заключается задача работы психолога с заключенным.

С другой стороны, каждый подросток, независимо от того, был ли он осужден, или нет, имеет потребность в установлении близких отношений, однако подросток - преступник находится в еще более сильном двойном зажиме: остро переживая свое заключение, он усугубляет свой возрастной кризис такими состояниями (именно состояниями, а не чувствами), как обида, злость, недоверие, вина, жажда мщения и т.д. Такие противоположные тенденции создают на пути подростка множество препятствий и проблем, таких, например, как невротический страх близости, в основе которого лежит страх быть отверженным, обиженным, брошенным.

Кроме того, здесь существует и другая трудность: в период заключения межличностные контакты характеризовались прежде всего эмоциональной пустотой, опосредованностью роли заключенного, его статусом, а также носили однополый характер, чем и были ограничены.

В связи с этим может возникать множество межличностных конфликтов, обусловленных как субъективными предпосылками (установка на непонимание у заключенного и непринятие заключенного со стороны его оппонента), так и объективными предпосылками (разницей социальных статусов), а также конфликты, связанные с комплексом подростка по поводу его прошлого.

Задача психолога состоит в коррекции у заключенного установок на общение, обучении подростка навыкам взаимодействия в проблемных для него ситуациях. Очевидным здесь является тот факт, что проблемными для подростка будут именно ситуации установления более или менее близких отношений и контактов, а также способы прерывания отношений с людьми, которые представляют для него угрозу.

Итак, задача психолога - развитие у заключенного социального интеллекта (коммуникативной компетентности и психологической проницательности).

Цель: осознание себя субъектом межличностных отношений, развитие коммуникативной компетентности

Основные понятия:

Материал: пластиковый стаканчик

План занятия:

  1. Введение. Оно проводится в виде дискуссии по вопросам:
  1. Основная часть, в ходе которой возможно использование следующих упражнения:
  2. Заключительная часть, целью которой является закрепление способности анализа ситуаций межличностного взаимодействия, их причин и следствий, понимания подростками своего эмоционального отношения к другим людям.

Описание упражнений.

1. "Живая социометрия". Выбирается один участник. Желательно, чтобы выбор был добровольным. Участнику предлагается расставить других участников на такое расстояние, чтобы оно выражало его отношение к ним. В каждом из случаев важно обращать внимание подростка на то, что он сам может устанавливать дистанции в отношениях с другими людьми, так, как он сделал на занятии. Параллельно необходимо вести работу с эмоциональными состояниями, которые сопровождают построение каждой "границы". Обсуждение упражнения может проводиться по следующим вопросам:

2. "Стаканчик". В центр круга ставится пластиковый стаканчик. Ведущий дает следующую инструкцию: "Этот стаканчик - сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза). Это и есть то, что вы очень любите и то, чем очень дорожите" (пауза). После этого (2 - 3 мин) ведущий внезапно мнет или наступает на стаканчик. Важно обсудить, что почувствовали участники, что им захотелось сделать и т.д.

Возможно проведение параллели чувств "здесь и сейчас" на ситуации общения:

Заключительная фраза ведущего этого упражнения может быть следующей: "То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе, и в общении с другими людьми".

3. "Черное и белое". Группа выбирает человека, с которым бы хотела поработать из тех, кто заявил свое желание. В центр группы ставятся 2 стула: "черный" и "белый" (при этом не так важно, чтобы они действительно были соответствующих цветов). Пока участник находится за дверью, группе дается задание: "Эти 2 стула - абсолютны разные, и то, на какой стул сядет (имя), будет зависеть то, что вы ему скажете. Если он садится на "белый", то вы говорите ему только хорошее, если на "черный" - наоборот. Я попрошу вас быть искренними и ничего не придумывать. Попробуйте отследить, как изменится поведение ..., когда он будет сидеть на одном стуле и на другом стуле." Участнику предлагается сесть на тот стул, который ему больше нравится (напомним, что о задаче, поставленной перед группой, участник не знает). После упражнения - ведется работа с конкретными отношениями и чувствами как у основного участника, так и у всей группы.

В заключении данного занятия будет лучше, если каждый участник скажет свое мнение о том что он сегодня пережил, что ему понравилось, а что - нет. Ведущему желательно поощрять попытки сотрудничества, установление тесных эмоциональных контактов, самому живо реагировать на происходящее в группе.

ПРИМЕР. УПРАЖНЕНИЕ "Живая социометрия"

В группе выбирается один участник

- Встань сейчас к стене и попробуй выразить свое отношение к каждому из участников в дистанции. Поставь сейчас каждого участника группы на каком-то расстоянии от тебя. Попробуй определить комфортное расстояние и дистанцию с каждым из группы.

- Я не понимаю, как надо расставить

- Куда, например, должен встать Саша по отношению к тебе?

- Справа

- Попробуй также для всех остальных найти свое место в пространстве этой комнаты

Женя расставляет всех остальных

- Вот так выглядят твои отношения в группе. Кто-то к тебе ближе, кто-то - дальше

- Что ты сейчас чувствуешь?

- Непонятно что

- Что будет, если все подойдут ближе к тебе?

- Подойдите все ближе к Жене

- Стало неудобно, появилось напряжение

- Что ты сейчас хочешь сделать?

- Отодвинуть всех назад

- А что тебя тревожит?

- Они слишком близко ко мне, мне так не удобно

- Ты ведь сам можешь определять и устанавливать дистанцию в отношениях с другими людьми. Главное - надо чувствовать, какая дистанция с конкретным человеком для тебя комфортна и эффективна

- Кого бы ты сейчас хотел отодвинуть дальше, а кого оставить на месте, а кого приблизить, сократить дистанцию

Женя называет имена и выбирает дистанцию

- Попросишь их об этом?

- Да

- Попроси каждого занять комфортную для тебя дистанцию

Женя расставляет всех участников

- Всех в группе устраивает их место? Может быть, кто-то хочет изменить его

- Нет

- Обратите внимание на свои ощущения и переживания, сейчас вы находитесь на такой дистанции от других людей, на которой вам комфортно. Кто почувствует это, можете завершить ситуацию

Пауза. Все возвращаются в круг.

Назад | Содержание | Вперед