SpyLOG

Лисецкий К.С., Литягина Е.В. (Самара)

КРИТИКА ОБЩЕПРИНЯТОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЗМА

В связи с эпидемиологической ситуацией распространения наркомании и других форм негативной зависимости интенсивно разрабатываются концепции и программы профилактики, определяющие цели и основные направления профилактической работы. Публикуются авторские программы предупреждения наркотизма среди подростков и молодежи.

Стратегию в выборе привентивных мер определяют концепции Министерства образования, здравоохранения и молодежной политики. Проведенный нами анализ основных концепций (например, КАПР - Концепция активной профилактики и реабилитации) и профилактических программ (в частности разработанных по заказу Минобразования) показал, что в их основу положен принцип формирования навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а базовой ценностью признается здоровье.

Не вызывает сомнений, что с точки зрения государственных министерств и ведомств, здоровье нации - задача первостепенная; с точки зрения воспитывающего взрослого - очевидная. Возможно поэтому, выбранный подход ни у кого никогда не вызывал вопросов.

Уже восемь лет в Самарском государственном университете мы изучаем предпосылки и условия возникновения различного рода негативных зависимостей у старшеклассников. В проблемную область наших исследований были включены не только зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), но и то, что называется игроманией (гемблинг), зависимость от деструктивных культов, и др. В процессе исследований мы столкнулись с устойчивым противоречием между общепринятыми "взрослыми" представлениями о ценностях подросткового возраста и реальными ценностями периода взросления.

Одно из последних проведенных нами исследований ведущих ценностей подросткового возраста (было опрошено 250 подростков в возрасте 15-16 лет (120 юношей и 130 девушек)) красноречиво показало, что наиболее значимыми ценностями для подростков являются: семья, родители; друзья; образование. Они занимают первые три позиции в рейтинге. Далее идут: любовь как отношение с противоположным полом; такие абстрактные ценности как жизнь, свобода, независимость; карьера, работа. В рейтинге важных жизненных ценностей здоровье занимает 10 место, причем здоровье близких (родителей, родственников) является более значимым, чем собственное здоровье. Видимо, подросток не имеет достаточного знания о себе как здоровом или больном, но он знает, что такое здоровье и болезнь близких. Так как сфера отношений с близкими людьми для подростка является значимой, то естественное желание, чтобы они были здоровы.

Нами было проведено исследование значения категорий "здоровье" и "здоровый образ жизни" на выборке (181 респондентов) подростков в возрасте 15-17 лет (47 человек) и взрослых (от 25 до 35 лет - 45 человек; от 35 до 50 - 50 человек; от 50 до 67 - 39 человек). Исследование проводилось с использованием психосемантических методов. В результате выяснилось, что в определении рассматриваемых категорий подростками и взрослыми имеются принципиальные отличия.

Для взрослых "здоровье" и "здоровый образ жизни" являются семантически близкими категориями. Здоровый образ жизни рассматривается ими как условие сохранения здоровья. Для подростка здоровье ценно, в том смысле, что дает возможность экспериментировать с телом и собой, выявляя таким образом свои возможности и способности. Переживая физический риск, подросток острее ощущает реальность собственного "Я", узнает об особенности личностных границ, и таким образом усваивает категории "болезнь - здоровье". Взрослый, формируя навыки здорового образ жизни, основывается на понимании категории "болезнь - здоровье", принятой во взрослом мире, где границы уже известны. Подросток не может разделить эти ценности, т.к. они не пережиты, отсутствуют в его опыте, а принять на веру - означает подчиниться, потерять свободу и попасть в зависимость от взрослого, снова оказаться в детской позиции. Здоровый образ жизни в том смысле, как его понимают взрослые (отсутствие наркотиков, ограничение потребления табака и алкоголя, здоровое питание, и др.), ограничивает самопознание подростка, который может формально согласится с задачами, поставленными взрослыми, но реально поступает в соответствии с собственными задачами взросления ("я знаю, что курить плохо, но если это дает ощущение собственной значимости, я буду продолжать").

Исходя из этого профилактика наркотизма должна основываться на ценностях подросткового возраста, а не на декларациях взрослых, вести к эффективной социализации, содействовать решению задач взросления, которые, как правило, противоположны педагогическим ожиданиям некомпетентных воспитателей. Подросток осваивает ценности взрослого мира, не теряясь в нем, а приобретая ощущение уникальности и неповторимости собственного Я, которое переполнено желаниями и активностью в поисках проверки своих возможностей.

Развитие личности подростка происходит не там, где социализация и индивидуализация идут параллельно, а там, где они синхронны. Таким образом, для повышения результативности профилактики наркотизма необходима коррекция концептуальных основ организации данного рода деятельности.