. . .
 

Автор: Пыжикова Ж. В.   


Автономия личности -

Автономия личности старшеклассника- Проявляется как способность к профессиональному и личностному самоопределению, полаганию себя как субъекта выбора и жизненного существования. Рассматривается как единственная предпосылка социальной успешности, которая может быть противопоставлена релятивности знаний, умений и навыков и догмам родительских наставлений.

Автономная личность понимается как субъект активности, способный быть целеполагающим, ответственным при осуществлении принятых самостоятельно решений, обладающий «внутренними резервами», детерминирующими развитие индивида.

В качестве эмпирических референотов понятия «автономия личности» используются внешние проявления активности испытуемых (поступки) и внутренние проявления активности ( «черты», «эго- состояния»):

  • показатели профессионального самоопределения, такие как самостоятельность (несамостоятельность) и состоятельность (несостоятельность) выбора профессии. При оценке самостоятельности выбора учитывалась способность старшеклассников обоснованно его мотивировать. При оценке состоятельности выбора учитывалась оправданность притязаний, связанных с выбором будущего места работы или учебы: факты приема на работу (отклонения кандидатуры) или поступление ( не поступление) в выбранное учебное заведение.
  • Показатели динамики таких личностных черт, свидетельствующих об уровне самодетерминации личности, как «уверенность в себе» (фактор «О» согласно 16 PF Кеттеллу), «прагматизм» (фактор М), самоконтроль (фактор Q3), “определенность суждений ( избегание ответов “не уверен”, “нечто среднее”), а так же “общая интернальность” (методика УСК).
  • Мера представленности эго- состояния «Взрослый», то есть ориентация на актуальную ситуацию действования, в эго- структуре личности (в соответствии с проективной методикой «Родитель- Взрослый- Ребенок»).

Литература, в которой появился термин: Автореф. канд. дисс.

 
. . .