SpyLOG
СФЕРА СОЦИАЛЬНО - РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО - РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение

Подростковый возраст является периодом в развитии субъекта, когда происходит увеличение его возможностей, постепенно оформленных в социальные роли. Однако с увеличением количества ролей в социальных отношениях возрастает необходимость их регламентирования и управления ими. Одним из способов управления социально - ролевыми отношениями является право как совокупность норм и правил, закрепленных в законодательных актах.

Особого внимания заслуживает проблема правового аспекта социально - ролевых отношений подростков, освободившихся из мест заключения. Освобождение дает подростку возможность включиться в круговорот отношений, которые существуют в обществе. Общество напоминает собой соты, в которых каждая ячейка - это некая микрогруппа. Подростку, в силу его принадлежности к членам общества, приходится шаг за шагом осваивать каждую единицу пространства, принимая или отвергая ряд предлагаемых ему социумом ролей. Длительное пребывание в закрытой функциональной системе сужает круг социальных ролей, которые приходится освоить подростку, сужается круг способов взаимодействия с людьми. Некоторые роли оказываются полностью утраченными. В связи с этим увеличивается количество конфликтов с законом, основой чего является неспособность к адекватному поведению подростка как носителя социальной роли.

Цель: Развитие способности к ориентации в социальных отношениях с точки зрения правовых отношений

Материал: блокноты, ручки

Основные понятия:

План занятия:

  1. Введение, на котором участники делятся взглядами по проблеме отношения к закону.
  2. Основная часть, проводящаяся в форме игры "Альф".
  3. Заключение, в ходе которого участники обмениваются впечатлениями о занятии, а ведущий закрепляет у участников установку на критичное восприятие информации, а также на выработку ими своих собственных прав и обязанностей, свойственным им как носителям множества ролей.

Методическое обеспечение ведущего: свод законов РФ (УК РФ, Конституция РФ и т.д.)

Ход занятия:

Игра "Альф" проводится в несколько этапов в форме групповой дискуссии.

На первом этапе ведущий дает инструкцию участникам: "На землю упал инопланетный корабль. Корабль разбился, а пассажир остался в живых, но к сожалению он не может вернуться обратно. Атмосферные условия подходящие, внешний вид напоминает человека, но несколько странноват (чрезмерно волосат). Его имя Альф. Как ему выжить на Земле?"

Группа делится на две команды, каждая из которых составляет программу выживания Альфа, в которых обязательно утверждает его правовой статус, возможно, подкрепляя свое мнение статьями законов. По окончании работы в группах (через 40 минут) каждая команда защищает свой проект.

Затем - проводится обсуждение проектов, где учитывается

Заключительная часть проводится с помощью рефлексии, обсуждения эффективных --неэффективных способов ориентации в социальном пространстве.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО - РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение

В социальном пространстве человек, принимающий определенную роль, так или иначе становится субъектом экономических отношений, в центре которых стоит сама роль. Существуют роли, которые люди возлагают на себя бесплатно, за некоторые приходится платить, за какие-то платят самим людям.

В подростковом возрасте становится острым вопрос переживания экономической зависимости от родителей, что связано, в первую очередь, с закрепленной в сознании общества установки на восприятие подростка как зависимого, неспособного к собственным проявлениям ребенка. Однако в подростковом сознании существует "идеал" независимого человека, способного обеспечить себя и своих родственников, и этот "идеал" определяет движения подростка в социуме.

Проблема подростка - заключенного связана с недостаточным развитием способности к самопрезентации, поскольку роль заключенного является однозначной и не требующей каких - либо усилий для установления социальных отношений. В местах заключения все определено. Главное - следовать правилам, предписаниям, которые установлены для конкретной роли.

Освобождаясь, подросток вынужден, во - первых, отказываться от относительно удобной для него роли, а во - вторых, находить новые способы взаимодействия с другими людьми, что особо актуально становится в связи с устройством его на работу, с включением его в экономическую сферу жизни.

Цель: формирование навыков самопрезентации, повышение уверенности в себе

Материал: бумага, ручки.

Основные понятия:

План:

  1. Вводная часть, которая проводится с помощью обсуждения вопросов:
  1. Основная часть, которая проводится с помощью игры "Ярмарка".
  2. Заключение, цель которого - закрепление позитивного настроя участников на возможность участия в экономической жизни.

Ход занятия:

Игра "Ярмарка". Каждому участнику предлагается продать свою роль как товар. При этом необходимо назвать:

В процессе игры работа ведется с конкретными проблемами, которые могут стать (или являются) препятствием для успешной социальной жизни.

Игра- тест "50 причин, по которым не получают работу"

Участникам предлагается 50 основных причин, по которым обычно не получают работу. Задача участников - оценить себя по каждому показателю.

50 причин, по которым не получают работу (по порядку значимости)

  1. Жалкий внешний вид
  2. Манеры всезнайки
  3. Неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки
  4. Отсутствие плана карьеры, четких целей и задач
  5. Недостаток искренности и уравновешенности
  6. Отсутствие интереса и энтузиазма
  7. Невозможность участия в делах, помимо обусловленного графика
  8. Чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересованность только в более высокой оплате
  9. Низкая успеваемость во время учебы
  10. Нежелание начать снизу: ожидает слишком многого и слишком быстро
  11. Стремление к самооправданию, уклончивость. Ссылки на неблагоприятные факторы
  12. Недостаток такта
  13. Недостаточная зрелость
  14. Недостаточная вежливость
  15. Презрительные отзывы о предыдущих работодателях
  16. Недостаточное умение ориентироваться в обществе
  17. Выраженное нежелание учиться
  18. Недостаточная живость
  19. Нежелание смотреть в глаза собеседнику
  20. Вялое, "рыбье" рукопожатие
  21. Нерешительность
  22. Бездельничанье во время отпуска, приоритет пляжных удовольствий
  23. Неудачная семейная жизнь
  24. Трения с родителями
  25. Неряшливое общение
  26. Отсутствие целеустремленности (просто ищет местечко)
  27. Желание получить работу на короткое время
  28. Мало чувство юмора
  29. Мало знаний по специальности
  30. Несамостоятельность (родители принимают за него решения)
  31. Отсутствие интереса к компании или отрасли
  32. Подчеркивание того, с кем имеет знакомство
  33. Нежелание отправляться туда, куда потребуется
  34. Цинизм
  35. Низкий моральный уровень
  36. Лень
  37. Нетерпимость при сильно развитых убеждениях
  38. Узость интересов
  39. Неумение ценить время (например, проводит много времени в кино)
  40. Плохое ведение собственных финансовых дел
  41. Отсутствие интереса к общественной деятельности
  42. Неспособность воспринимать критику
  43. Отсутствие понимания ценности опыта
  44. Радикальность идей
  45. Опоздание на собеседование без уважительной причины
  46. Отсутствие каких - либо сведений о компании - работодателе
  47. Невоспитанность (не благодарит собеседника за уделенное время)
  48. Отсутствие вопросов о работе к потенциальному работодателю
  49. Сильно давящий тип
  50. Неопределенность ответов на вопросы

После того, как каждый оценил себя или в процессе этого можно проводить обсуждение каждой причины и способы их устранения.

Как вариант данного упражнения можно использовать способ оценки друг друга участниками.

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО - РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение

Любая новая среда жизнедеятельности создает, помимо правовых норм регулирования, этические нормы и принципы. Благодаря им, формируются образцы поведения, стили жизни, служащие примером, идеалом; некие модели, обеспечивающие максимальное использование ресурсов личности, гарантирующие успешную адаптацию. Каждая микрогруппа как "собрание ролей" создает свою уникальною систему норм, традиций, идеалов. Однако не все выработанные ими правила с точки зрения "главной морали" будут являться образующими для подражания.

Роль является, таким образом, не только совокупностью форм поведения, но и образцом, установкой, стереотипом восприятия жизни того, кто ею наделяется. В подростковом возрасте происходит апробирование социальных ролей, поскольку увеличивается количество социальных контактов, однако не каждая роль принимается подростком, вследствие чего обостряются так называемые ролевые конфликты. Многие из них обусловлены ценностными противоречиями в восприятии роли социумом и самим подростком. Примером такого конфликта может быть столкновение культуры и субкультуры, в основе которого лежат исторически сложившиеся противоречия.

Субкультура заключенных является одним из примеров такого противостояния. Она формирует взгляды, впечатления, направляет поведение подростка, предлагая образцы для подражания. Очевидно, что очень часто эти образцы становятся неприемлемыми обществу, семье, школе и т.д., вследствие чего возникают все новые и новые конфликты. Выходя из мест заключения, подросток, приняв ценности преступного мира, оказывается неадекватным и неэффективным в социальной жизни, что зачастую приводит к новым преступлениям.

Итак, необходимо корректировать социальные позиции подростков - заключенных, постепенно переводя их внимание с себя как с заключенного на себя как на свободного, обеспечивая, таким образом, устойчивое и общественно принятое положение его в обществе.

Цель: коррекция иррациональных установок, снижение конформности.

Основные понятия:

Материал: краски, карандаши, ватман

План занятия:

  1. Групповая дискуссия на тему "Какие мои роли полезны и принимаются другими людьми, а какие - нет?" Для этого могут использоваться направляющие вопросы:
  1. Основная часть, которая проводится в форме групповой игры - рисования словесного и художественного портрета идеального человека.
  2. Заключительная часть проводится в форме шерринга на тему "Зачем мне быть идеальным?"

Ход занятия:

Занятие проводится в форме игры - рисования портрета идеального человека.

Сначала индивидуально каждый участник рассказывает о каком - то идеальном человеке, который социально успешен в любой области своей жизни, выделяя 5 внешних и 5 "внутренних" качеств его личности. Затем работа продолжается в диадах или тройках. Таким образом, получается несколько описаний "идеального" человека.

Группе предлагается, ориентируясь на все предложенные характеристики, составить единый портрет "идеального" человека и потом его нарисовать. Кроме того, его нужно назвать (дать имя, фамилию, отчество), исходя из представлений о "счастливых - несчастливых" именах, обозначить его возраст, род работы, свободного времени и т.д.

Работа ведется с установками, стереотипами, которые существуют у участников, с теми различиями с "идеалом", которые каждый из участников увидел у себя. В заключении проводится обсуждение по предложенному выше вопросу.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО - РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение

Итогом любого взаимодействия человека с человеком, с группой, с самим собой является эмоциональное переживание. Очевидно, что увеличение социальных контактов в период подросткового созревания увеличивает спектр эмоций, сопровождающих установление этих контактов. Как известно, в период взросления подросток переходит из роли ребенка в роль взрослого, однако устойчивого отношения к этой роли он еще не осознает. Вследствие неоднозначного отношения подростка к собственной роли растет несоответствие в ожиданиях и отношениях к нему других людей, что увеличивает его эмоциональную напряженность, тревожность, конфликтность.

Восприятие подростков - правонарушителей как "навеки потерянных для общества" заставляет их занимать позицию отстаивания себя через роль заключенного, что воспринимается как принятие им для себя и положительной оценки этой роли. Отсутствие необходимой информации или ее искаженность повышает уровень тревожности подростка, формирует отношение к себе как к неполноценному члену общества, неспособному успешно адаптироваться в рамках новых существующих условий жизни. Тревожность, неопределенность вызывают агрессию, которая только усиливает процессы отчуждения от общества. Общество, в результате, становится не источником развития личности, а источником подавления, деиндивидуализации.

Цель: обучение способам снятия эмоционального напряжения, способам анализа конфликтных ситуаций

Материал: блокноты, ручки

Основные понятия:

План:

  1. Введение в проблему. Дискуссия на тему "Я и моя роль".
  2. Занятие может проводиться либо в форме ролевой игры, сюжетом которой может стать реальная ситуация, либо простое обсуждение вопросов по теме. Планируемые проблемные вопросы:
  3. Заключение, целью которого является закрепление опыта, приобретенного в процессе тренинга. Важно указать на конкретно проявленные в процессе занятия эффективные (неэффективные) способы разрешения конфликтных ситуаций, связанных с ролевыми отношениями.

Назад | Содержание | Вперед