SpyLOG
СФЕРА САМООТНОШЕНИЯ
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ САМООТНОШЕНИЯ

Введение

Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношение в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки. Право закрепляется в официальных документах государства, устанавливая всеобщую форму отношений, оно определяет меру свобод людей, их объединений, государственных органов во взаимоотношениях между ними и гарантий этой свободы. Правовые нормы направлены на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общественного организма.

Правовые нормативы отражают общественные интересы, при этом социум заинтересован в формировании законопослушной личности, воспитывая субъекта в правовых отношениях. Но общественные интересы не могут отражать всего спектра интересов конкретной личности. В связи с этим возникают противоречия правовых нормативов и личных интересов. Этот конфликт локализуется не между человеком и государством, как механизмом власти, хотя здесь он и проявляется, а внутри самой личности; между знанием и соблюдением правовых норм и определенными тенденциями личности. Система криминальных отношений, в которую включён подросток способствует обострению этого противоречия: сформированное самоотношение включает переживание себя как нарушителя закона.

Правовой аспект самоотношения нами рассматривается как позитивное отношение личности к себе как к субъекту права. Данная проблема приобретает особую актуальность для людей освободившихся из мест лишения свободы, так как прояснение отношения к себе как к субъекту права возможно позволит человеку не совершить прошлых ошибок.

Работа с самоотношением в сфере права может вестись через обсуждение конкретных законов, их значения в реальной жизни подростка.

Кроме того, многие подростки, столкнувшись с правом, знают его только как противостоящую сторону.

Целью занятия является развитие критичного, осознанного отношения к существованию прав и обязанностей

Основные понятия:

Материал: листы бумаги А4, карандаши

Методическое обеспечение ведущего: анализ рисуночных методик

План:

  1. Вводное обсуждение вопросов прав и обязанностей, их значений в нашей жизни.
  2. Основная часть, проводящаяся с помощью обсуждения сочинений или рисунков на тему "Я и закон"
  3. Заключительная часть, в процессе которой ведется работа с конкретными проблемами участников, их отношениями друг с другом и с законом. Вопросы для обсуждения:

Пример.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМООТНОШЕНИЯ

Введение

В последнее время в современном обществе произошли серьёзные изменения в политической и социокультурных сферах жизни. Всё это повлекло за собой экономические реформы, связанные с развитием рыночной экономики. Это предусматривает различный уровень материального состояния населения, безработицу, необходимость совершенствования своих профессиональных качеств и т.д.

Подросток, освободившийся из мест лишения свободы, вынужден вступать в экономические отношения. При этом возникают ряд трудностей:

Как следствие этих трудностей возникает проблема самообеспечения материальными благами на фоне их дефицита. Поэтому важной задачей, которую должны решать в исправительных учреждениях, становится обучение подростка рациональному распределению материальных средств в сфере удовлетворения своих актуальных потребностей. Не разумное использование подростком своих материальных средств это, как правило, результат сложившейся в криминальной субкультуре законов и неписаных правил, ориентированных на распределение их в зависимости от статуса в иерархии криминальных отношений или "показушности" и демонстративности. В связи с этим, педагог или психолог, в большинстве случаев, сталкивается не с неумением, а с хорошо устоявшимися привычками организации своего материального состояния.

Цели занятия:

  1. Работа с уровнем притязаний и с неадекватностью их оценки.
  2. Обучение способам рационального использования своих материальных ресурсов.

Материал: шариковая ручка, лист бумаги, бланки игры "Потерпевшие кораблекрушение", калькуляция затрат на содержание одного подростка в ИТУ.

Основные понятия:

План занятия:

  1. Дискуссия по проблеме, которая проводится по следующим вопросам:

В процессе дискуссии можно дать задание спланировать статью расходов на день, на неделю, месяц. Нужно дать информацию о ценах на рынке на самое необходимое.

  1. Основная часть проводится в форме игры "Потерпевшие кораблекрушение".
  2. Заключение проводится с целью закрепления полученных знаний, умений, навыков. Работа проводится в форме группового шеринга.

Методическое обеспечение ведущего: информация о ценах на рынке.

Ход работы: Работа проводится в форме игры "Потерпевшие кораблекрушение".

Описание игры.

Цель: выработка навыкам планирования, обучение способам договора.

Необходимое время: 1,5 часа.

Процедура: каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.

"Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметом вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами. Имущество оставшихся в живых людей составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. Ваша задача выбрать 7 предметов из ниже перечисленных и объяснить их значение для вашего выживания".

Предметы:

После того, как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решения. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно набора предметов.

Информация для ведущего: согласно экспертам основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане являются предметы, служащие для привлечения внимания и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства не имеют значения, следовательно, самими важными являются зеркало для бритья, двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси и еда.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает какое значение имеет данный предмет для выживания:

  1. зеркало для бритья важно для сигнализации воздушным и морским спасателям,
  2. канистра нефтегазовой смести используется для того же назначения,
  3. вода необходима для утоления жажды,
  4. коробка с армейским рационом обеспечивает основную пищу,
  5. две коробки шоколада - это резервный запас пищи,
  6. рыбоволовная снасть оценивается ниже, чем шоколад, так как в данной ситуации нет уверенности, что ему удастся поймать рыбу,
  7. бутылка рома может быть использована для обеззараживания ран и т.д.

Пример.

Что мешает вам планировать свою жизнь и жить так как вы хотите?

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМООТНОШЕНИЯ

Введение

Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Мораль выполняет функцию регулирования поведения человека. Во всяком обществе действия множества людей должны быть согласованы, согласованы личные и общественные интересы, при всём своём разнообразии необходимо подчиняться определённым общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль.

Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни --в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль. Регуляция поведения осуществляется с помощью исторически сложившихся нормативов, которые имеют, как правило, универсальный характер.

Стоит заметить, что мораль касается только межличностных и общественных отношений, где идёт процесс столкновения интересов. Мораль и родилась из потребности согласования различных интересов. Создаётся впечатление, что сфера самоотношения остаётся вне влияния общественной морали. Постановка проблемы этики самоотношения требует рассмотрения ряда вопросов:

Следует учесть, что самоотношение является основой системы отношений человека с миром, определяет жизненный путь личности. Таким образом, возникает необходимость определения, если не конкретных нормативов, то принципов самоотношения. Надо отметить, что проблема этики самоотношения имеет другой аспект: безнравственный поступок рождает безнравственное отношение к себе.

Таким образом, проблема этики самоотношения имеет важное значение в процессе социализации и становлении личности. На сегодняшний день эта проблема остаётся практически не разработанной и поэтому требует дальнейшего исследования. Решение данной проблемы в исправительном учреждении прежде всего предполагает анализ участниками тренинга норм криминального самоотношения, которые существуют и неосознанно транслируются каждому человеку, включённому в эту систему отношений. Возможно предположить, что транслируемые нормы самоотношения криминальной субкультуры характеризуются противоречивостью: с одной стороны они "пропагандируют" некую свободу, независимость в принятии себя, а с другой базируются на греховности и порочности человеческой природы, смирении со своим негативизмом. Важно поэтому предоставить возможность подростку научиться жить в другой "системе координат" отношений к самому себе, это, возможно, позволит безоценочно осмыслить прошлые поступки.

Цели занятия:

Материал: лист бумаги, шариковая ручка и этическая литература.

Основные понятия:

План занятия:

  1. Введение. Постановка проблемы. Определение понятий.
  2. Дискуссия.
  3. Заключение

Методическое обеспечение ведущего:

Ход занятия основан на дискуссии на тему нормативов самоотношения. Вначале ведущий ставит проблему поиска нормативов самоотношения, потом на основе полученного материала строится дискуссия. В заключении подводится итоги дискуссии, формулируются выводы на основе принятых группой решений.

Вопросы ведущего для дискуссии:

Пример.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ САМООТНОШЕНИЯ

Введение

Человек, познающий и изменяющий окружающий его мир, не является бесстрастным созерцателем происходящего вокруг него, бесстрастным автоматом, производящим действия хорошо слаженной машины. Действуя, он воздействует на других людей, и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных поступков, изменяющих его отношение с окружающими. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определённым образом к этому.

Переживание этого отношения человека к окружающему составляет эмоциональную сферу личности. Эмоции человека - это отношение его к миру , к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Важное значение для человека имеет проблема самоотношения. Эмоциональный аспект самоотношения представляет собой целостное, пристрастное переживание самого себя, своих личностных качеств и особенностей. Это составляет основу самосознания, определяет жизненный путь личности и выражается в таких образованиях как самоуважение, себялюбие или самоуничижении и т.д.

Самоотношение в процессе развития личности рождается сначала между человеком и значимыми для него людьми и только потом становится имманентной составляющей его внутреннего мира. Эмоциональное самоотношение не ограничено решением проблем самопринятия и самопознания, оно проявляется в поведении, является основой отношений с людьми и с миром вообще. В силу этого проблема выработки позитивного эмоционального самоотношения приобретает особую важность. Поэтому в образовательных, воспитательных и исправительных учреждениях ставится задача формирования позитивной системы самоотношения. Решение этой задачи позволит повысить эффективность процесса социализации, позволит адаптировать человека к постоянно изменяющимся социальным условиям. В исправительных учреждениях работа с подростками по формированию позитивного (с точки зрения общества) самоотношения встречает ряд трудностей:

Цель занятия заключается в диагностике и коррекции негативного эмоционального самоотношения; состоит в осознании реального эмоционального сомоотношения и осознании защитных механизмов, позволяющих не переживать негативную самооценку; интеграция негативных переживаний и представлений о самом себе.

Материал: карандаши и листы бумаги формата А4, психологический словарь.

Основные понятия:

План занятия:

  1. Введение. Постановка проблемы.
  2. Основная часть, состоящая из диагностическо - коррекционной процедуры "Рисунок себя".
  3. Заключение.

Методическое обеспечение ведущего:

Ход занятия. Каждому участнику предлагается нарисовать самого себя, не свой портрет, а как он себя видит и чувствует. Рисунок не должен содержать имён или фамилий, т.к. анализироваться будут рисунки, а не участники без упоминания автора. Затем производится анализ этих рисунков, с целью выявления отношения к самому себе.

Также диагностику эмоционального самоотношения возможно провести на основе истории жизненного пути. Рисунок может состоять из трёх отдельных картинок-сюжетов: Я - в прошлом, Я в настоящем, Я в будущем. Или Я как мне кажется, меня видят другие. Как меня видят родные, товарищи, враги, незнакомые люди.

Вопросы ведущего:

Назад | Содержание | Вперед